Главная / Журнал / 2011 ИЮЛЬ-АВГУСТ / Простая формальность
5
8 часов ИЮЛЬ-АВГУСТ 2011
простая ФОРМАЛЬНОСТЬ

Добро пожаловать в наш коллектив! Вот вам фирменные рейтузы, шапочка и номерок на спину. Завтра ждем вас ровно в девять – не опаздывать! Распишитесь здесь, здесь и вот здесь. А завтра распишетесь там, там и вот там. И запомните (загробным тоном) – мы следим за вами!

6

Подкосил кризис? Не беда! Кругом еще масса компаний, которые стоят на своих двоих тверже некуда. И все благодаря строгой дисциплине и незыблемым правилам, которым в уцелевших фирмах подчиняется каждая пылинка.

Ольга Анюшина, уволившись по «собственному» с позиции кадрового менеджера рекламного агентства, скоро нашла работу в крупном издательском доме. Прошла собеседование – и ну радоваться. Интересно же повариться в бурлящей новостями и сенсациями

журнально-газетной кухне.

Энтузиазм схлынул в первый же день, когда к новоявленной сотруднице в руки попала увесистая должностная инструкция. На хрупкой девичьей шее сжималась невидимая удавка:

  • «Работник ежедневно обязан...»
  • «Работник в обязательном порядке должен...»
  • «Работодатель вправе требовать...»
    • «Да что ж это за место такое? – возопила подруга. – Неужели такое еще бывает? Это не издательство, а издевательство какое-то!»

      А делать нечего. Сказали: «Не опаздывать», – не опаздывай! Иначе штраф и косые взгляды в затылок. Скажут, каждое утро вставать в линейку и петь «Прощание славянки»,– будь добр, затягивай и не фальшивь. Кризис, понимаете ли: рынок труда превратился в рынок работодателя. Работаешь – уже везунчик. А то, что главный бухгалтер ходит за тобой с секундомером, – сущие мелочи, дело житейское.

«Формализм – это приверженность к соблюдению внешних формальностей в ущерб существу дела, строго формальное отношение к чему-нибудь».

Толковый словарь Ушакова

7
8 часов ИЮЛЬ-АВГУСТ 2011
ЕСЛИ ЛОВУШКА УЖЕ ЗАХЛОПНУЛАСЬ

Понять, что офисом заправляет Его Величество Формализм, на самом деле можно уже на собеседовании. Рабочие столы здесь расположены в четкой последовательности. Сотрудники одеты если не в униформу, то в строгие деловые костюмы. На стенах – никаких шутливых плакатов, стикеров с карикатурами коллег и фотографий родственников. Исклю-

чительно графики, диаграммы, инструкции и распоряжения. Никто не вправе запретить вам мягко поинтересоваться местными особенностями управления. Ответят вам витиевато и вежливо, ибо слово «обязан» к человеку стороннему неприменимо ни с этической точки зрения, ни с точки зрения закона. Зато, как только договор о найме будет подписан, готовьтесь к тому, что концентрация обязанностей, пусть даже и формальных, окажется граничащей со смертельной.

Директор центра современных технологий развития «Психофизис» Екатерина Чеменева информирует: «В контексте трудовых взаимоотношений слово «обязан» является одним из ключевых и системообразующих, но имеет свою силу и применяется только тогда, когда между работником и работодателем заключен трудовой договор. После заключения трудового договора и
издания соответствующего приказа сотрудника знакомят и с другими нормативными документами, принятыми в организации: Правилами внутреннего трудового распорядка, Положением о

Формальности иногда становятся естественной и органичной частью жизни человека. Это касается не только начальников, но и многих подчиненных. Некоторое люди чувствуют себя крайне некомфортно, оказавшись в неформальной обстановке коллектива, где начальник считается «своим». Как правило, это люди с детства приученные почитать старших. Даже простое корпоративное правило обращаться к коллегам и начальству на «ты» заставляет их чувствовать себя неуютно.
8
коммерческой тайне, Положением о заработной плате, Правилами по охране труда и другими местными локально-нормативными актами, содержащими формулировки со словами «работник обязан». Все зависит от сферы деятельности организации, от контекста и производственной целесообразности их применения».
АЗ ЕСМЬ ЦАРЬ!
Психологический портрет начальника организации, безнадежно больной формализмом, весьма типичен. Это субъект, ежеминутно одолеваемый чувством безграничного покровительства над своими бестолковыми, нерадивыми, но симпатичными в своей первозданной глупости подчиненными. Как правило, это любитель раздавать указания, а в оставшееся от этого занятия время – проверять, насколько усердно они исполняются. В должностной инструкции, составленной деятельным шефом, можно встретить массу пунктов приблизительно такого содержания:
  • «Работник обязан отмечаться в журнале приходов и уходов».
По результатам исследования британских психологов и психотерапевтов, менеджер в стенах заформализиро- ванного офиса является самой стрессопод- верженной фигурой, на голову опережающей по количеству стрессов, депрессий и сдвигов по фазе хирургов, летчиков-испытателей, милиционеров и строителей-высотников.
9
8 часов ИЮЛЬ-АВГУСТ 2011
Некоторые «строгие» начальники злоупотребляют фразой, особенно актуальной с наступлением поры массовых увольнений: «Ты должен быть счастлив, что я тебя не увольняю!» Вот как комментирует ее Джефф Уорио: «Либо увольняй, если подчиненный заслужил увольнение, либо не увольняй, если проступок небольшой. После произнесения подобных фраз сотрудник обычно начинает искать другую работу и не может работать нормально. Человек не может долго пребывать в ситуации, когда его судьба находится в руках начальника-самодура».
10
  • «...в пятницу составлять план работы на следующую неделю».
  • «...ежедневно составлять отчеты о проделанной работе».
  • «...составлять в электронном виде план работы на месяц, утверждаемый руководством».

И все в таком духе, на нескольких листах...

«Мой начальник-формалист своей «бдительностью» постоянно мешает всем работать, – рассказывает Юрий Козлов, системный администратор торгового предприятия. – Даст «срочное» задание, а затем каждые три минуты названивает и дает советы, будто знает нашу специализацию лучше нас. Однажды устроил разнос за то, что к нему на личную почту приходят «непонятно чьи письма». В свои 50 он напрочь не понимает, что означает слово «спам».

Естественно, под покровительством такого царя ни на какие дружеские чаепития за рабочим столом рассчитывать не прихо дится. Личный повар и право вышагивать вдоль рабочих мест с бокалом шампанского – прерогатива Пресветлого. И обращаться к нему лучше через третьих лиц, а не на кривой козе подъезжать. А ежели идея какая креативная в голову пришла, не спеши – сформулируй и направь в нужное место в виде служебной записки.

«Сотрудники, работающие в организа циях, где действуют и управляют в подобном ключе, находятся в постоянном напряжении – говорит Екатерина Чеменева. – Хождение на работу становится настоящим испытанием для психического и физического здоровья, провоцирует развитие недомоганий. Все это не может не сказаться и на климате внутри организации, и на производительности труда. Люди чувствуют себя подавленными, вынужденными соглашаться и не задавать лишних вопросов, не попадаться на глаза. Заваленные множеством инструкций, предписаний и директив, сотрудники иногда их не исполняют. Начинают развиваться ложь, утаивание важной информации, интриги и подсиживания. Это ведет к кризису доверия и инициативы, а творческое начало начинает «задыхаться».

«Начальник – не шпион, не надзиратель и не прокурор. Хороший руководитель стремится создать условия, в которых подчиненные могли бы работать продуктивно, не нуждаясь в слежке и тотальном контроле. Кроме того, хороший менеджер создает атмосферу прозрачности и открытости, когда ясно видны все успехи и все провалы его сотрудников. Слежка в этой системе бессмысленна. Если менеджер грозит сотруднику, что будет за ним следить, это означает, что раньше он абсолютно не контролировал действия подчиненных и, вероятно, не будет делать этого и в будущем. На трудовую дисциплину подобные заявления влияют крайне негативно». Джефф Уорио, эксперт по управлению персоналом, США.
11
8 часов ИЮЛЬ-АВГУСТ 2011
КОГДА ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ДОЛГОВЫЕ

Непременной обязанностью сотрудников зараженного бациллой формализма офиса является ежедневное отмечание своих приходов и уходов. Хорошо, если этот ритуал – сущая формальность. В иной же
конторе начало рабочего дня ознаменовыва-
ется целым ритуалом с обязательным нерв-
ным срывом. И бог с ними, с нервами, – наиболее безалаберных сотрудников наказывают рублем, а это уже куда серьезнее.

Бессвязные объяснительные записки о столичных пробках – не довод в защиту опоздавшего. Люди должны выезжать на работу с ночи. И выезжают. «Три с половиной года назад мне довелось пару месяцев поработать помощником менеджера по продажам в торговорозничной компании, – рассказывает носительница печального опыта Милена Зубова. – С самого начала мне не нравились жесткие требования к графику: даже самое незначительное опоздание записывала пожилая секретарша, будто специально «заточенная» на слежку. Она, как в школе, ставила напротив фамилий опоздавших красные галочки, и в итоге зарплаты становились меньше. А то, что вечерами каждый второй сотрудник перерабатывал на час-два, нигде не фиксировалось. Я быстро оттуда уволилась. К удивлению, начальство стало убеждать меня остаться, поскольку в отделе без меня оставалась всего лишь одна сотрудница, которая вскоре должна была уйти в декрет. Конечно, я даже и не подумала изменить свое решение, хотя и понимала, что с нашим уходом работа отдела встанет как минимум на месяц. Раньше надо было думать!»

По всей видимости, Милена не сразу обратила внимание на пункт должностной инструкции: «В случае опоздания более чем на 5 минут сотрудник обязан предоставить в бухгалтерию объяснительную записку... Если в течение месяца суммарное опоздание превышает 1 час, то сотрудник наказывается штрафом...»

Другой вопрос: какие цели, а быть может, и выгоду преследует начальство, устанавливая в своей организации систему штрафов? Впрочем, очевидно, что от временного простоя целого подразделения фирма потеряла гораздо больше.

Тук-тук-тук… – Кто там? – Это мы, топ-менеджеры! – Идите к черту! Топ-топ-топ…
ПЯТНИЧНЫЙ ОТЧЕТ:

1) 09.00–12.00 Составил план на следующий месяц.

2) 12.00-–14.00 Составил план на следующую неделю. Получилось очень похоже на начало «Плана на месяц».

3) 14.00–15.00 Обедал в столовой. Не успел допить компот.

4) 15.00–18.00 Составил отчет о том, что составление планов на месяц и неделю прошло успешно.

12

«Когда инструкции множатся, как грибы после дождя, происходящее начинает напоминать попытку лечить болезни менеджмента «обезболивающими» средствами – различного рода нормативами на все случаи офисной жизни, не проводя при этом своевременную диагностику и лечение причины заболевания, – объясняет наш эксперт. – Эффект при этом достигается, но временный, а проблемы только увеличиваются, и организационный иммунитет при этом сильно страдает.

С другой стороны, стремление руководства повысить управляемость и контроль в организации, обострение офисного формализма – распространенное для кризисного времени явление. Этому может способствовать как личность самого руководителя, который склонен к излишнему администрированию, авторитарности или бюрократии, так и уровень развития коллектива, а также особенности технологических процессов, нарушения которых могут повлечь за собой снижение прибыли, а соответственно, и зарплаты, – тогда строгая формализация деятельности становится жизненной необходимостью».

Так что ж получается: увесистая служебная инструкция не что иное, как гарантия стабильности фирмы и высокого заработка? Опыт покажет!

«На собеседовании потенциальному кандидату можно лишь рассказать о возможных будущих должностных обязанностях, и он (кандидат) пока еще ничего не обязан в рамках трудовых отношений, – предупреждает Екатерина Чеменева. – С должностной инструкцией как с локально-нормативным документом, где сотрудник ставит свою подпись, знакомятся только после заключения трудового договора и официального оформления на работу».