|
Добро пожаловать в наш коллектив! Вот вам фирменные рейтузы, шапочка и номерок на спину. Завтра ждем вас ровно в девять – не опаздывать! Распишитесь здесь, здесь и вот здесь. А завтра распишетесь там, там и вот там. И запомните (загробным тоном) – мы следим за вами!
Подкосил кризис? Не беда! Кругом еще масса компаний, которые стоят на своих двоих тверже некуда. И все благодаря строгой дисциплине и незыблемым правилам, которым в уцелевших фирмах подчиняется каждая пылинка.
Ольга Анюшина, уволившись по «собственному» с позиции кадрового менеджера рекламного агентства, скоро нашла работу в крупном издательском доме. Прошла собеседование – и ну радоваться. Интересно же повариться в бурлящей новостями и сенсациями
журнально-газетной кухне.
Энтузиазм схлынул в первый же день, когда к новоявленной сотруднице в руки попала увесистая должностная инструкция. На хрупкой девичьей шее сжималась невидимая удавка:
«Да что ж это за место такое? – возопила подруга. – Неужели такое еще бывает? Это не издательство, а издевательство какое-то!»
А делать нечего. Сказали: «Не опаздывать», – не опаздывай! Иначе штраф и косые взгляды в затылок. Скажут, каждое утро вставать в линейку и петь «Прощание славянки»,– будь добр, затягивай и не фальшивь. Кризис, понимаете ли: рынок труда превратился в рынок работодателя. Работаешь – уже везунчик. А то, что главный бухгалтер ходит за тобой с секундомером, – сущие мелочи, дело житейское.
«Формализм – это приверженность к соблюдению внешних формальностей в ущерб существу дела, строго формальное отношение к чему-нибудь».
Толковый словарь Ушакова
Понять, что офисом заправляет Его Величество Формализм, на самом деле можно уже на собеседовании. Рабочие столы здесь расположены в четкой последовательности. Сотрудники одеты если не в униформу, то в строгие деловые костюмы. На стенах – никаких шутливых плакатов, стикеров с карикатурами коллег и фотографий родственников. Исклю-
чительно графики, диаграммы, инструкции и распоряжения. Никто не вправе запретить вам мягко поинтересоваться местными особенностями управления. Ответят вам витиевато и вежливо, ибо слово «обязан» к человеку стороннему неприменимо ни с этической точки зрения, ни с точки зрения закона. Зато, как только договор о найме будет подписан, готовьтесь к тому, что концентрация обязанностей, пусть даже и формальных, окажется граничащей со смертельной.
Директор центра современных технологий развития «Психофизис» Екатерина Чеменева информирует: «В контексте трудовых взаимоотношений слово «обязан» является одним из ключевых и системообразующих, но имеет свою силу и применяется только тогда, когда между работником и работодателем заключен трудовой договор. После заключения трудового договора и
издания соответствующего приказа сотрудника знакомят и с другими нормативными документами, принятыми в организации: Правилами внутреннего трудового распорядка, Положением о
И все в таком духе, на нескольких листах...
«Мой начальник-формалист своей «бдительностью» постоянно мешает всем работать, – рассказывает Юрий Козлов, системный администратор торгового предприятия. – Даст «срочное» задание, а затем каждые три минуты названивает и дает советы, будто знает нашу специализацию лучше нас. Однажды устроил разнос за то, что к нему на личную почту приходят «непонятно чьи письма». В свои 50 он напрочь не понимает, что означает слово «спам».
Естественно, под покровительством такого царя ни на какие дружеские чаепития за рабочим столом рассчитывать не прихо дится. Личный повар и право вышагивать вдоль рабочих мест с бокалом шампанского – прерогатива Пресветлого. И обращаться к нему лучше через третьих лиц, а не на кривой козе подъезжать. А ежели идея какая креативная в голову пришла, не спеши – сформулируй и направь в нужное место в виде служебной записки.
«Сотрудники, работающие в организа циях, где действуют и управляют в подобном ключе, находятся в постоянном напряжении – говорит Екатерина Чеменева. – Хождение на работу становится настоящим испытанием для психического и физического здоровья, провоцирует развитие недомоганий. Все это не может не сказаться и на климате внутри организации, и на производительности труда. Люди чувствуют себя подавленными, вынужденными соглашаться и не задавать лишних вопросов, не попадаться на глаза. Заваленные множеством инструкций, предписаний и директив, сотрудники иногда их не исполняют. Начинают развиваться ложь, утаивание важной информации, интриги и подсиживания. Это ведет к кризису доверия и инициативы, а творческое начало начинает «задыхаться».
Непременной обязанностью сотрудников зараженного бациллой формализма офиса является ежедневное отмечание своих приходов и уходов. Хорошо, если этот ритуал – сущая формальность. В иной же конторе начало рабочего дня ознаменовыва-ется целым ритуалом с обязательным нерв-ным срывом. И бог с ними, с нервами, – наиболее безалаберных сотрудников наказывают рублем, а это уже куда серьезнее.
Бессвязные объяснительные записки о столичных пробках – не довод в защиту опоздавшего. Люди должны выезжать на работу с ночи. И выезжают. «Три с половиной года назад мне довелось пару месяцев поработать помощником менеджера по продажам в торговорозничной компании, – рассказывает носительница печального опыта Милена Зубова. – С самого начала мне не нравились жесткие требования к графику: даже самое незначительное опоздание записывала пожилая секретарша, будто специально «заточенная» на слежку. Она, как в школе, ставила напротив фамилий опоздавших красные галочки, и в итоге зарплаты становились меньше. А то, что вечерами каждый второй сотрудник перерабатывал на час-два, нигде не фиксировалось. Я быстро оттуда уволилась. К удивлению, начальство стало убеждать меня остаться, поскольку в отделе без меня оставалась всего лишь одна сотрудница, которая вскоре должна была уйти в декрет. Конечно, я даже и не подумала изменить свое решение, хотя и понимала, что с нашим уходом работа отдела встанет как минимум на месяц. Раньше надо было думать!»
По всей видимости, Милена не сразу обратила внимание на пункт должностной инструкции: «В случае опоздания более чем на 5 минут сотрудник обязан предоставить в бухгалтерию объяснительную записку... Если в течение месяца суммарное опоздание превышает 1 час, то сотрудник наказывается штрафом...»
Другой вопрос: какие цели, а быть может, и выгоду преследует начальство, устанавливая в своей организации систему штрафов? Впрочем, очевидно, что от временного простоя целого подразделения фирма потеряла гораздо больше.
1) 09.00–12.00 Составил план на следующий месяц.
2) 12.00-–14.00 Составил план на следующую неделю. Получилось очень похоже на начало «Плана на месяц».
3) 14.00–15.00 Обедал в столовой. Не успел допить компот.
4) 15.00–18.00 Составил отчет о том, что составление планов на месяц и неделю прошло успешно.
«Когда инструкции множатся, как грибы после дождя, происходящее начинает напоминать попытку лечить болезни менеджмента «обезболивающими» средствами – различного рода нормативами на все случаи офисной жизни, не проводя при этом своевременную диагностику и лечение причины заболевания, – объясняет наш эксперт. – Эффект при этом достигается, но временный, а проблемы только увеличиваются, и организационный иммунитет при этом сильно страдает.
С другой стороны, стремление руководства повысить управляемость и контроль в организации, обострение офисного формализма – распространенное для кризисного времени явление. Этому может способствовать как личность самого руководителя, который склонен к излишнему администрированию, авторитарности или бюрократии, так и уровень развития коллектива, а также особенности технологических процессов, нарушения которых могут повлечь за собой снижение прибыли, а соответственно, и зарплаты, – тогда строгая формализация деятельности становится жизненной необходимостью».
Так что ж получается: увесистая служебная инструкция не что иное, как гарантия стабильности фирмы и высокого заработка? Опыт покажет!
«На собеседовании потенциальному кандидату можно лишь рассказать о возможных будущих должностных обязанностях, и он (кандидат) пока еще ничего не обязан в рамках трудовых отношений, – предупреждает Екатерина Чеменева. – С должностной инструкцией как с локально-нормативным документом, где сотрудник ставит свою подпись, знакомятся только после заключения трудового договора и официального оформления на работу».