|
Раньше благополучие семьи подчеркивали полки, полные собраний сочинений Чехова, Островского, Гоголя и, страшно сказать, Толстого. Сегодня о том, что в доме дела идут неплохо, свидетельствуют другие книги – инструкции к последним моделям Sony, Philips, Miele и, не к ночи будь помянут, Hyundai. Об этой литературе и пойдет речь.
Антон Лосев
Авторы делятся на культовых, уважаемых, читаемых и безвестных. Последних, как правило, издают мало и неохотно. Есть только одно исключение – авторы инструкций. Их произведения читают крайне редко, их имена – для большинства загадка и, тем не менее, их тиражам позавидует любой писатель.
Взять хотя бы такую
книгу, как «Citroen
C4. Руководство
пользователя». Мне
сложно представить
человека, который
ночами в муках творчества «рожал» главу «Передние
сиденья» или сжигал в камине второй вариант «Подачи сигнала», но ведь такой человек есть! И пусть
текст его книги не похож на труды остальных писателей, зато по всем остальным признакам – это литература:
слова сложены в предложения, предложения нанесены на бумагу и переведены на бог весть сколько языков. И,
страшно подумать, но тираж этой книги уже приблизился к миллиону – именно столько C4 было продано, и в
бардачке каждого автовладельца ждал свежеотпечатанный экземпляр «Руководства». Это ли не слава?!
К сожалению, нет. Ни на обложке инструкции к холодильнику «Генерал Электрик» (одно это словосочетание уже тянет на название романа!), ни в конце 200-страничного труда «Philips TV», ни даже на форзаце шедевра «Olimpus digital voice recorder» я не нашел ни малейшего упоминания об авторстве. А что, если эти книги будут единственным, что найдут при раскопках потомки? Что мы можем сказать им этими манускриптами? То, что вырубили половину лесов Земли для допечатки тиража какого-нибудь мануала к стиральной машине? Не только.
На самом деле изучение инструкций – это увлекательное занятие, и странно, что до сих пор еще не оформилась в каком-то виде такая перспективная наука, как «инструктология», ведь даже самое захудалое руководство пользователя от какой-нибудь микроволновки расскажет о быте современных людей гораздо больше, чем медный наконечник копья современным археологам.
ВЛАДЕЛЬЦЫ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОДУКТОВ ЧАСТО НЕ ЗНАЮТ И О ПОЛОВИНЕ ИХ ФУНКЦИЙ, ТОЛЬКО ПОТОМУ ЧТО НЕ ЧИТАЮТ ИНСТРУКЦИЙ!
Первая в истории инструкция
для стюардесс в одном
из пунктов
требовала «перебить
всех мух и вычистить обувь
всем желающим».
Одна только фраза «Не использовать в качестве светильника» из мануала к СВЧ Funai
даст будущим исследователям богатую пищу к размышлениям. Перед глазами так и встает лицо усталого мужчины,
перелистывающего «Фауста» при скудном свете, пробивающемся
сквозь дверцу
печи. Что
заставило
его отказаться от
лампочек? Почему
он пренебрег
свечами? И где,
наконец,
фонарик?
А упоминание, что в том же самом приборе запрещается сушить домашних животных?!
Это же целый кладезь знаний о современном человеке, все ясно: и средний уровень IQ, и предпочтения в выборе домашних животных вместе с уходом за ними, тут даже есть косвенное указание на то, что судиться люди в наше время привыкли по любому поводу – иначе откуда в документе этот милый пример?
Но цивилизация не стоит на месте. О крутом витке эволюции говорит инструкция к шапочке для душа. Мало того, что сам факт существования этой инструкции уже представляет определенный интерес, так она еще и содержит предостережение: «Размер: одна голова», – которое явно указывает, что где-то есть люди, которым нужны шапочки иных размеров.
Продолжает тему сверхъестественных способностей мануал к фену Sears: «Не используйте во сне». Помнится, в «Большой перемене» герой Леонова пробовал во сне учить уроки, видимо, история с ночной сушкой волос из той же оперы.
Есть в мануалах и поистине философские вещи, как в инструкции к компьютеру Aquarius: «Наиболее эффективный способ экономить энергию аккумулятора – не пользоваться им». Эта фраза так и видится в мраморе и на латыни. Из более поздней эпохи – «ровентовское»: «Не гладьте одежду на теле». Сразу вспоминаются лихие 90-е…
Впрочем, некоторые инструкции явно пишутся для
САМЫМИ «ЧИТАЕМЫМИ» ИНСТРУКЦИЯМИ В МИРЕ ЯВЛЯЮТСЯ АВМОБИЛЬНЫЕ – ВЕДЬ ОТ ПРАВИЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТО НАПРЯМУЮ ЗАВИСИТ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА.
того, чтобы составить у будущих ученых превратное представление о быте людей нашей эпохи. Так, фраза в инструкции к чешкам «запрещается использовать во время охоты» явно пустить исследователей будущего по неверному следу, и многие проблемы нашей цивилизации будут списаны на то, что человек в начале третьего тысячелетия охотился не в той обуви. Правда, и ел он, судя по всему, что-то странное – по крайней мере инструкция к микроволновке Sharp не упускает случая напомнить, что класть в нее продукты нужно «толстой стороной вверх»
И все-таки есть в инструкциях немалая доля пользы и для нас, живущих сегодня. Пользы зачастую еще никем не осознанной. К примеру, обсуждение мануалов позволит значительно облегчить знакомство. Спросите собеседника, читал ли он последнее руководство пользователя Mercedes S-class, и его ответ поможет понять, что за личность перед вами. Расскажите о том, какие инструкции читали за последний год, и знакомому станет понятно, как у вас обстоят дела. Читал мануал к «мыльнице» – увлекся фотографией, зачитывался инструкцией к джакузи – делал ремонт, перелистывал руководство к стиральной машине издания 1996 г. – чинил ее. Все просто. И совершенно точно под этим углом стоит пересмотреть вопрос о любимых книгах – ответом на него должен быть список инструкций к любимым вещам.
Надо выставлять на самые видные полки инструкции, надо указывать на них имена их творцов и учить детей писать по этим толмудам сочинения. Инструкция – это не просто придаток к купленной вещи, это новый манифест нашего мира. В нем отдана дань уважения другим культурам (в какой еще книге под одной обложкой будут собраны переводы одного текста на восемь, а то и десять языков?), в нем предусмотрены все возможные варианты развития событий, включая совсем уж фантастические («запрещается использовать одеяло для защиты от урагана») и, что самое приятное, в нем все ясно и просто – готовая утопия, читай и умиротворяйся.
Документ 1922 г., регламентировавший движение транспорта в России, гласил: «Прежде пропускается трамвай, но впереди трамвая пропускаются пожарные обозы и партии арестованных».
Из инструкции по управлению авто в мегаполисе: