|
ФОТО: ВЛАД ЛИФАНОВСКИЙ
Возле МХАТа – афиши со сценами из спектаклей, современных и уже ставших историей. Среди актеров нынешнего поколения – Алексей Кравченко, известный нам больше по ролям в кино, где он создал образы людей, воплощающих мужественность, честь и достоинство. Стартовой ролью Алексея была роль мальчика-подростка в ленте «Иди и смотри» режиссера Элема Климова. Роль, которая за горло хватает и держит, держит тебя в оцепенении всегда. Какова же она, цена подобным откровениям?
Наталия Юнгвальд-Хилькевич
8.Ч.: Алексей, это почетно, наверное, олицетворять собой театральное наследие, когда рядом, на фасаде театра МХАТ, столетние раритеты, афиша со Станиславским и Немировичем-Данченко?!
А.К.: И сегодня, к счастью, есть настоящие театралы. Они приходят на один и тот же спектакль по нескольку раз. Мне кажется, что, в отличие от кинопроизведения, каждый спектакль имеет разную энергетическую наполненность. И действительно стоит посмотреть, что делают актеры на сцене и какие живые эмоции они всякий раз из себя вытаскивают. В данный момент я занят в спектаклях «Мещане», «Господа Головлевы» и «Человек-подушка»…
8.Ч.: Насколько я знаю, МХАТ – не первый театр, в котором вы служите?
А.К.: До этого я семь лет отработал в Театре Вахтангова. Из-за киносъемок больше года не был ни при каком театре. Это крайне тяжело. Только театр дает полное ощущение профессии. А кино ведь сегодня есть, а завтра – нет. И однажды вдруг раздался звонок с приглашением на читку пьесы. Так я с Кириллом Серебренниковым познакомился. Он пригласил меня в «Откровенные поляроидные снимки» в Пушкинский театр...
8.Ч.: А в «Откровенных поляроидных снимках» вы, не сомневаясь, согласились играть? Или считаете, что ненормативная лексика на сцене давно никого не удивляет?
А.К.: Надо было к этому привыкнуть. Меня колотило, тошнило, уже вот-вот на сцену выходить, а я сам не свой от страха. И за долю секунды от этого шага вдруг включается какой-то профессиональный рычаг – и я вхожу в образ… Выйти из роли проще.
Одно время я стал замечать, что заглатываю окончания фраз. Мне
СПРАВКА
АЛЕКСЕЙ КРАВЧЕНКО
Родился 10 октября 1969 г. Окончил ПТУ, служил в ВМФ. В 1995 г. окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина. Создатель и руководитель группы «Гуарана». Лауреат молодежной премии «Триумф» (2001). Лауреат Государственной премии в области литературы и искусства (2003). Лауреат театральной премии «Чайка» (2007). Заслуженный артист России (2007).
Кирилл говорит: «Не надо этого бояться. Актер произносит только тот текст, который заложен в литературной основе».
8.Ч.: То есть надо выплюнуть?
А.К.: Никакой отсебятины не позволено. Конечно, бывало, что зрители после спектакля возмущались, даже не отдавая себе отчета, что сами в жизни общаются на этой лексике. А иногда уже после поклонов подходили и говорили: «Мы поняли, что это такое и зачем это нужно». Что касается сцены, если ты все делаешь честно и не жалеешь себя, горишь, то рано или поздно зритель тебя отметит.
8.Ч.: В кино у вас сложился совсем другой образ – положительный, мужественный. А когда приходится играть людей с отрицательным обаянием, антигероев, можно ли это считать издержкой актерской профессии?
А.К.: Безусловно. У меня есть антреприз-
ный спектакль по Достоевскому «Чужая жена и муж под кроватью». Там я играю старика-приживалу. После спектакля зрители иногда говорят: «Нескладушка получается между вами и вашим героем». После спектакля «Человек-подушка» зритель меня вообще не воспринимает как Алексея Кравченко. И так же ненавидит, олицетворяя с героем пьесы. С одной стороны, это хорошо, а с другой, – неприятный звоночек.
8.Ч.: А о чем пьеса «Человек-подушка»?
А.К.: В центре действия – два брата. Младший – писатель, а старший, над которым родители издевались, насмехались, остался на уровне развития семилетнего ребенка. Психологическая травма его изуродовала. Этого персонажа играю я. Фактически нужно было сыграть ребенка, который находится в теле взрослого человека. Интересная драматическая задача, но было непонятно, как это играть.
«НА ПЕРВЫЙ СПЕКТАКЛЬ ПРИШЛИ ВРАЧИ. И СКАЗАЛИ: «О! ЭТО НАШ ПАЦИЕНТ». ЭТО БЫЛО НАИВЫСШЕЙ ПОХВАЛОЙ».
8.Ч.: Здесь есть что-то общее с фильмом «Человек дождя», с парой Дастин Хофман – Том Круз?
ФОТО: ВЛАД ЛИФАНОВСКИЙ
А.К.: Нет, тут другое. Это не болезнь Дауна, не аутизм… Мне приводили девочку с болезнью Дауна, и я пони-мал, это – не то.
«МОЖНО ПАРОВОЗ СЫГРАТЬ И ДАЖЕ ТРАКТОР, ОБРАЗНО ГОВОРЯ. ПОНЯТНО, ЧТО Я ТЕХНИКОЙ ВЛАДЕЮ, НО Я БЫ НЕ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ ПРО МЕНЯ ГОВОРИЛИ: «ДА, ОН ТЕХНИЧЕН».
Тогда я поехал в специальную клинику, где главврач познакомил меня с 14-летним подростком. Я с ним сидел, общался. И в памяти всплыл образ из детства: у знакомой моей мамы был сын, мой однолетка. А тут передо мной этот парень из клиники, жилистый такой. И с виду вроде все у него нормально. Спрашиваю:
-Как учишься?
Он отвечает:
-Хорошо.
-А математика?
-Все нормально.
– Считать можешь? Два плюс два сколько?
Он поглядывает на пальцы. Говорит:
– Четыре.
– А восемь плюс восемь? – спрашиваю. Ответа я так и не получил...
Ему пальцев на руках не хватило. Еще он играл в плейстейшн. А потом выяснилось, что просто кнопки нажимал. И я понял, кого я должен играть! Но мне нужно было еще понять, как это сыграть и войти в это состояние…
На первый спектакль пришли врачи. И сказали: «О! Это наш пациент». Это было наивысшей похвалой. Каждый раз, играя этот спектакль, я чувствую себя даже не на острие ножа, а на лезвии бритвы. Первые несколько минут я просто стою, а потом сажусь на стул. И все. С меня градом катится пот, такое страшное внутреннее напряжение. И брат начинает рассказывать мне сказку. Любое перекатывание влево или вправо, и ты начинаешь «плюсовать», пережимать – и все, спектакль погиб.
Можно себя на сцене палить, а можно все технически сделать. Можно паровоз сыграть и даже трактор, образно говоря. Понятно, что я техникой владею, но я бы не хотел, чтобы про меня говорили: «Да, он техничен». В тот день, когда идет этот спектакль, у меня с утра даже походка меняется, осанка, положение рук. В общем, вся психофизика. У моего героя минимальный процент дефекта речи. И при этом – в этой чудовищной зажатости – есть какая-то непонятная свобода.
8.Ч.: Ваш герой в фильме Элема Климова «Иди и смотри!» произвел на меня сильное впечатление. Помню кадр, когда к виску мальчика приставили пистолет. И в тот момент, когда внутренне он уже умер, выстрел так и не прозвучал. И прямо на глазах, в одном кадре,
ФОТО: ВЛАД ЛИФАНОВСКИЙ
ваш герой из ребенка превратился в старика. Страшно, и при этом – непонятная свобода.
А.К.: Знаете, там в одной сцене мне нужно было, чтобы из глаз потекли слезы. Как это сделать? Я взял и «звездочкой» глаза намазал. Элем Климов меня сразу раскусил. Подозвал и говорит: «Если ты так себя поведешь, то все, что сделал до этого, перечеркнешь. Или попытайся это прочувствовать, или не делай этого». Я на всю жизнь это запомнил.
8.Ч.: Наверное, боль передать можно, если ты сам ощутил ее физически. А что за шрам у вас над бровью?
А.К.: Детский. Шалости, падения, вот еще здесь, на лбу.
8.Ч.: А кино такого рода память не оставляла?
А.К.: Когда снимали «Цветы от победителей», мой герой должен был нырнуть в речку. Стоит камера. Отобрана точка. До границы кадра, если смотреть в объектив, место в реке прочистили. Потом кто-то попросил камеру немного переместить. Но никто не дал команды проверить дно. И камень с ракушками мне пришелся ровно в грудную клетку. Выхожу из воды весь в крови. Режиссер увидел меня и замер: «Врача! Срочно!» Рану обработали, поставили скобы и заклеили специальной фиксирующей лентой. Все обошлось.
8.Ч.: Что вас больше всего отвлекает, лечит – поэзия или что-то другое?
А.К.: Поэзия – это состояние души. Люблю послушать и почитать. Но сам-то я не стихи, а песни писал, правда, раньше. Безусловно, музыка – часть меня и моей профессии. Есть команда, которая вместе со мной работает на одну задачу и делает продукт. Делаем альбом, концерт – все, что приносит деньги. Есть вокалист, гитарист, барабанщик, семплщик.
8.Ч.: Вы играете агрессивную музыку. Рок. Раньше в нашей стране такая музыка считалась «тяжелой» – для рабочей молодежи. Когда вы ею всерьез увлеклись?
А.К.: В нашей стране любая тяжелая музыка называется неформатной. Если говорить о стиле, это не металл, это электроника с таким плотным саундом. Попсу я не люблю и слушать ее не могу. Но иногда и «свою музыку» просто ненавидишь за многочисленное оборудование, которое нужно на
АКТЕР ПОЛУЧИЛ ПРЕМИЮ БЛАГОТВО-РИТЕЛЬНОГО ФОНДА ТАБАКОВА «ЗА СПОСОБНОСТЬ ОТКРЫВАТЬ НОВЫЕ ВОЗ-МОЖНОСТИ АКТЕРСКОГО ИСКУССТВА В ПОЗНАНИИ ПРИЧУДЛИВЫХ ИЗВИВОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ».
себе таскать. Мы начинали с клубов. В финансовом плане поначалу это ничего не приносило. Заработать стало возможным после того, как
ФОТО: ВЛАД ЛИФАНОВСКИЙ
ФОТО: ВЛАД ЛИФАНОВСКИЙ
мы съездили в Германию. Помню, во время выступления какой-то русский, пока я был на сцене, все время кричал: «Спецназ, спецназ!»
«В ЖИЗНИ Я ДАЛЕКО НЕ СУПЕРМЕН, Я РАНИМЫЙ ЧЕЛОВЕК… НО, ЕСЛИ НАДО, РОГА ПООТШИБАЮ».
8.Ч.: В «Спецназе» вы действительно здорово сыграли.
А.К.: В жизни я далеко не супермен, я ранимый человек… (Молча закуривает тонкую дамскую сигарету.) Но, если надо, рога поотшибаю.
8.Ч.: Алексей, у вас всегда очень сильные, яркие характеры вырисовываются, не похожие один на другой. Как в роль входите?
А.К.: Если картина историческая, военная, то лучше всего поговорить с людьми, которые были в центре событий, пообщаться с очевидцами.
8.Ч.: Почему дамские сигареты курите?
А.К.: Одно время сигары курил. Вообще, нужно завязывать курить. Но не получается. Нигде столько не куришь, как в театре и на съемках. А тонкие дольше курятся, и вроде меньше никотина поглощаешь…
8.Ч.: Вы в хорошей физической форме. Качаетесь, наверное?
А.К.: Не особенно. Штангу держал в последний раз, наверное, году в 2000-м. Нужно чувствовать меру в еде. Ну и формировать дух.
8.Ч.: Какой отдых предпочитаете? По теплым странам любите путешествовать?
А.К.: Любили с женой на Дмитровском шоссе покататься на сноуборде. Но, после того как отбили себе копчики, решили: все, хватит.
Безусловно, любим теплые страны. Море любим. Или путешествия по Европе. Например, не слабо поехать в Голландию, в Амстердам или по деревушкам. Там можно купить кусок свежего сыра и прямо на траве съесть, запивая вином.
8.Ч.: А ваша вторая половина понимает специфику вашей актерской профессии?
А.К.: Мою половину зовут Надя. Она тоже актриса. Если у нее спек- такль, она собрана и молчалива. Я знаю, что нельзя мешать. Я адек- ватно к этому отношусь, так же как и она. Когда одному больно, то вторая половина чувствует, как эта боль тобою ощущается.
8.Ч.: Вы – отец со стажем. Что главное в воспитании сыновей?
А.К.: Дети – это главное. Старшему уже пятнадцать. У него уже такие «завязки», то есть девушки начались. Видимся, пересекаемся, я при- езжаю к нему, он – ко мне. Важно в ребенке воспитывать личность. Чтобы у него было свое мнение. Можно только поправлять, только плечом подталкивать. Но если сыну не поддаются пониманию про-стые вещи, то сразу: служить, служить…
Матвею три года. Он всегда мне рад. Маленький ребенок – это игрушки, это яркие эмоции. Он уже болтает вовсю. Каждый раз разрываюсь на части, потому что нужно работать и очень сложно найти свободный день. И у меня другая семья. Сыновья живут со своими мамами. Скучаю по детям.
«ВАЖНО В РЕБЕНКЕ ВОСПИТЫВАТЬ ЛИЧНОСТЬ.ЧТОБЫ У НЕГО БЫЛО СВОЕ МНЕНИЕ. МОЖНО ТОЛЬКО ПОПРАВЛЯТЬ, ТОЛЬКО ПЛЕЧОМ ПОДТАЛКИВАТЬ».
8.Ч.: Если «служить, служить», то существует мнение, что армия – не всегда лучший воспитатель. Там могут сломать, к тому же вокруг не так уж и спокойно…
А.К.: Армия – это крайний метод воспитания. Конечно, лучше пойти учиться.
8.Ч.: Вы стали сниматься с детства, а ваши дети пойдут по вашим стопам?
А.К.: Лешку приглашали сниматься в «Мистерии», там он должен был сыграть меня маленького.
8.Ч.: Вы ведь с женой вместе не только на сцене, но и в кино играли?
А.К.: Когда с родным человеком снимаешься, на тебе двойная ответственность. На сцене или в кадре.
8.Ч.: У вас есть какая-нибудь сакраментальная фраза, которую мысленно повторяете?
А.К.: Бить хвостом!
8.Ч.: То есть?
А.К.: Значит, не сидеть на месте и не ждать, что тебе вдруг «обломится».
8.Ч.: Что мечтаете сыграть?
А.К.: Любая роль требует невероятных усилий. Некоторые говорят: «Гамлета бы сыграть». А дальше-то что? Вот у меня никогда не было такой мечты…
ФОТО: ВЛАД ЛИФАНОВСКИЙ