Главная / Журнал / 2011 ИЮЛЬ-АВГУСТ / Круглый двоечник
47
8 часов ИЮЛЬ-АВГУСТ 2011
круглый ДВОЕЧНИК

Круглый двоечник или отпетый отличник – еще неизвестно, кто останется в дураках. Архетипичные «ботаны» в очках с роговой оправой и усыпанные веснушками Вовочки давно уже существуют только в «Ералаше». В реальности все намного запутаннее, и правда о том, кто кого умнее и чего стоят знания отличников, открывается, только когда «наши дорогие ребята вступают во взрослую жизнь».

Татьяна Фомичёва

Случается, что повседневный труд, пришедший на место уроков, меняет местами вчерашних двоечников и первых учеников класса. Иные Круглые отличники, отряхнувшись от пыли оценок и предвзятых родительских суждений, бросаются во все тяжкие. Те же, на ком директор школы давно поставил жирный крест, открывают свои фирмы и на пятилетие со дня окончания школы приезжают на X-5.

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ: ДВОЙКА ЗА ПОВЕДЕНИЕ

У Андрея нет даже аттестата о среднем образовании – рука директора школы не поднялась одарить нерадивого ученика заветным документом. И это понятно: на уроках Андрей вечно сидел верхом на передней парте, повернувшись к учителям попой. Педагогов звал ласково по имени и на «ты». Сочинения писал в одно предложение.

Бывший двоечник Андрей сейчас занимается программным обеспечением и вполне гармонично ощущает себя в роли руководителя собственной фирмы. Глядя на него, бывшие одноклассники не знают, какой завистью завидовать – черной или белой. А негодовать от несправедливости причины вроде как есть. В то время как все хорошие ученики грызли гранит вузовских знаний и сбивали каблуки в поисках подработок, у плохого Андрея уже было несколько своих торговых точек на Савеловском рынке и стабильный доход.

Одноклассник Андрея с последней парты, казалось бы, такой же двоечник, аттестат получил просто за то, что не «мешался». На выпускном, в то время как все встречали последний школьный рассвет, он мирно дремал в клумбе.

Где он и что с ним сегодня, не знает никто. Говорят, подрабатывал водителем и распивал напитки на лавочке в Южном Бутове, а несколько лет

ПО СТАТИСТИКЕ, ТРОЕЧНИКОВ СРЕДИ БИЗНЕСМЕНОВ ВДВОЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОТЛИЧНИКОВ (ДАННЫЕ КОМПАНИИ «РОМИР»).

48
49
8 часов ИЮЛЬ-АВГУСТ 2011

Троечник-бизнесмен

50

СРЕДИ РОССИЙСКИХ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ БОЛЬШЕ ВСЕГО ОТЛИЧНИКОВ И НЕТ НИ ОДНОГО ДВОЕЧНИКА (ДАННЫЕ КОМПАНИИ «РОМИР»).

назад уехал в неизвестном направлении и не вернулся.

По наблюдениям психолога-консультанта Русланы Амелиной, жизненный успех

Андрея и забвение его безымянного товарища с галерки вообще мало связаны с их прошлыми оценками: «Школьные годы ценны не только из-за возможности учиться, но и по причине того, что на них накладывается очень важный период в жизни – подростковый возраст. Подростки образуют группы с лидером во главе, воспроизводя мини-модель общественной иерархии. В этой иерархии оставаться «ботаном» непрестижно. Зато те, кто бунтует против мира взрослых, – герои и неформальные лидеры. Секрет этого парадокса прост: чтобы войти во взрослую жизнь, нужно научиться рассчитывать только на самого себя, пусть даже ценой открытого сопротивления правилам. Люди с сильной волей не мирятся с реальностью, а активно ее изменяют. Но таких – единицы. Выбор же остальных – оставаться более-менее конформными и лояльными, уходить в автономию или же откатываться на позиции аутсайдеров. Андрей – это пример яркого и независимого лидера. Его безвестный ныне одноклассник – типичный аутсайдер».

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ: ОТЛИЧНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Настя хотя и была всю жизнь круглой отличницей, большого будущего ей никто не прочил. Зубрила несчастная. Учителя не помнят ни одной контрольной, перед которой бедняжка не волновалась бы до полуобморока. Даже к доске всегда выходила с носовым платочком, чтобы руки вытирать, они у нее сильно потели от нервного напряжения.

ЗНАНИЯ – СИЛА.
А СИЛА ЕСТЬ –
УМА НЕ НАДО...

«Наше образование, к сожалению, всегда было функционально-ориентированным, – делится своим мнением Мариям Минигалиева, кандидат психологических наук. – А теперь оно вообще ориентирует человека исключительно на то, чтобы иметь знания, позволяющие, в свою очередь, иметь что-то другое – деньги, власть, самооценку, благополучие и т. д. Поэтому академические знания кажутся ненужными. Более того, лишними становятся даже минимальные данные из школьной программы».

После школы Настя окончила престижный вуз, поступление в который стоило ей немало истерик. И удачно вышла замуж. Свои академические познания она уже несколько лет активно

51
8 часов ИЮЛЬ-АВГУСТ 2011

применяет, расписывая бюджет покупок в супермаркете и в «Детском мире». Свободное время Анастасия проводит на детской площадке. Ухоженная и довольная жизнью, она выглядит полностью состоявшейся женщиной и одним своим

видом опровергает все умозаключения Марии Арбатовой, вместе взятые. Очевидно, что школа была для нее чем-то вроде института благородных девиц – солидной инвестицией в последующую жизнь за спиной у солидного мужчины.

«Дело в том, что школьное обучение, как правило, не делает знания работающими: многие из них являются пустыми, вызубренными (в лучшем случае) в расчете на хорошую оценку и удовольствие родителей, в худшем – из-за страха наказания», – комментирует психолог Мариям Минигалиева.

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ: РАБОТА, ОТСКАКИВАЮЩАЯ ОТ ЗУБОВ

Руководитель детских и молодежных проектов телеканала «Доверие» Анна Фокина в школе тоже была отличницей. Правда, личная жизнь ее пока едва тянет на удовлетворительно: «Работа – вот моя личная жизнь. Проблема даже не во времени, его достаточно. Просто не складывается. До сих пор не встретился тот единственный и неповторимый, которому бы я ответила «да», надела белую фату и пошла под венец. И дело совершенно не в работе».В школе Анне было легко. Учителя прочили всеобщей любимице более яркое будущее – в лучах софитов и в сопровождении шквала аплодисментов. «Педагоги видели меня будущей актрисой: я всегда очень активно проявляла себя в общественной, в том числе театральной жизни школы. Но после 11-го класса

ЭКЗАМЕН
НА ЖИЗНЬ

«В жизни любого человека есть области, в которых он или отличник, или двоечник, – говорит Руслана Амелина. – Для многих граница между этими оценками проходит там же, где и граница личной жизни и работы. Анастасия выбрала путь успешной жены и матери. Для Анны оказалась более привлекательной область карьеры. Означает ли успех в одной области неудачу в другой? Нет, если, конечно, вы не стремитесь быть везде и во всем «впереди планеты всей». А если такое стремление у вас есть, спросите себя, кому же вы собираетесь сдавать экзамен жизни? Зачем вам нужно быть везде только отличником и хватит ли у вас на это ресурсов?»

НАИБОЛЬШИЙ ПРОЦЕНТ ВЧЕРАШНИХ ОТЛИЧНИКОВ (22%) – СРЕДИ ЭЛИТЫ ДЕЛОВОГО МИРА (ДАННЫЕ КОМПАНИИ «РОМИР»).

52

Отличник деловой и экономической подготовки

53
8 часов ИЮЛЬ-АВГУСТ 2011

Безработный менеджер большого ума

54

как-то спонтанно поступила на филфак МПГУ. Потом так же неожиданно пришла на телевидение, в маленькую районную студию. Через полгода перешла на окружную студию, лучшую в Москве. И работаю там уже несколько лет. Сначала была корреспондентом, а теперь я редактор сразу трех детских и молодежных проектов».

ИСТОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ: МОЗГОВОЙ БОДИБИЛДИНГ

Директор по связям с обществен-ностью компании Disney в России Елена Ямщикова являет собой тот тип отличников, кого одноклассники ласково именуют монстрами. Над ними не насмехаются даже отъявленные хулиганы, а учителя физики и химии тайно берут у отличников-бодибилдеров репетиторские уроки. И работодатели, конечно, чувствуют таких ценных потенциальных кадров за версту. Правда, сами обладатели атлетического ума относятся к своим школьным достижениям с иронией. «До восьмого класса мне было совсем не сложно, – рассказывает Елена. – Не прикладывая особых усилий, семь лет в школе я была круглой отличницей. В восьмом классе я перешла в гуманитарный лицей, и первый год мне приходилось ночами наверстывать разницу. Через три

года я окончила этот лицей с серебряной медалью. А теперь могу с уверенностью сказать, что оценка не отражает реального уровня знаний и не является 100%-ной гарантией хорошего образования. Отличник – это скорее имидж, чем диагноз. Существенным различием работы и учебы является то, что в работе гораздо больший вес имеют объективные показатели эффективного труда, в то время как в школе оценка – это весьма субъективный критерий».

Психолог Руслана Амелина с Еленой согласна: «Ученики со способностями выше средних обычно и сами любят учиться. Они, как правило, имеют свои интересы и легко поглощают большой объем

ОЦЕНКА
ЗА СТАРАНИЕ

Психолог Руслана Амелина: «Можно научиться получать в школе отличные оценки, со- вершенно не нагружая свою долговременную память. Учителя любят старательных учеников, с которыми нет проблем. Дети этим умело пользуются и легко, без напряжения зарабатывают пятерки».

информации сверх школьной программы. Напитавшись разносторонними познаниями, они имеют богатый выбор вариантов развития своей профессиональной жизни. У меня есть две хорошие

РАБОТОДАТЕЛИ ИЩУТ ОТЛИЧНИКОВ-БОДИБИЛДЕРОВ И ЧУВСТВУЮТ ТАКИХ ЦЕННЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ КАДРОВ ЗА ВЕРСТУ.

55
8 часов ИЮЛЬ-АВГУСТ 2011

знакомые – обе Елены, судьба которых сложилась похожим образом. Одна в свои 30 лет успешно работает в политике, другая в 35 возглавляет в Лондоне один из филиалов банка, входящего в пятерку крупнейших финансовых организаций мира».

ИСТОРИЯ ПЯТАЯ: ПЕЧАЛЬНАЯ

В жизни нередко можно встретить тип отличника «скатившегося». Психолог Мариям Минигалиева объясняет сие печальное явление тем, что некогда мозг несчастных был настолько перегружен ненужной по сути информацией, что в определенный момент взял и объявил всему миру войну. «Многие люди с детства становятся рабами чужих оценок и мнений. И далее поглощают информацию, согласующуюся с этими мнениями, всю жизнь. И даже бунтуя, чуть позднее, часто с удивлением обнаруживают, что поступают и живут по тем же (рабским по сути) стандартам. На самом деле речь идет о необходимости царя в голове: приоритетов

ПО ШАБЛОНУ

Психолог Мариям Минигалиева: «Люди живут по стереотипным схемам, которые, с одной стороны, резко ограничи-вают кругозор человека, а с другой, – создают иллюзию перегруженности и избыточности внешней информации».

и связанных с ними качественных множественных способов преобразования информации».

ИСТОРИЯ ШЕСТАЯ: ОБЫЧНАЯ

Конечно, на всех отличников вакансий в компаниях-гигантах не напасешься. «Не очень-то и хотелось!» – сказал бы Александр, не дотянувший до золотой медали всего одной пятерки. Разъезды по Европе и Америке, встречи на красных дорожках и бесконечные пресс-конференции – все это для него слишком муторно и суетно.

Куда лучше работа в стабильной компании на позиции менеджера среднего звена. С одной стороны, зарплата неплохая, а с другой – и до трудоголизма еще далеко. Дома ждет любящая супруга и тарелка теплого пюре на ужин. А по праздникам – заслуженный отдых в местном баре, где к пиву подают вкусных креветок. Главное – не забывать вытирать пыль с медали. Иной раз увидит кто-нибудь ее, сияющую из серванта своими серебристыми округлостями, и приятно на душе. Память как-никак!

12,2% НЕРАБОТАЮЩИХ – ТЕ, КТО В ШКОЛЕ УЧИЛСЯ В ОСНОВНОМ НА ПЯТЕРКИ (ДАННЫЕ КОМПАНИИ «РОМИР»).

56

Отпетый отличник