Главная / Журнал / 2011 СЕНТЯБРЬ / Отдать концы
5
8 часов СЕНТЯБРЬ 2011
отдать КОНЦЫ

Каждый день на улицы столицы выплескиваются миллионы горожан. За исключением небольшого процента граждан, которые просто вышли погулять с собачкой, всем остальным куда-нибудь «надо». Лавина народа растекается по автомобилям, автобусам и метро. К восьми часам это выливается в утренний транспортный коллапс, плавно перетекающий в вечерний..


Елена Ракова

Транспортная проблема заставляет искать нестандартные пути. Понятно, что закручивать очередное транспортное кольцо, сметающее на своем пути все офисы-дома-магазины, выходит совсем недешево, поэтому бесконечно окольцовывать столицу –
не панацея. Предложение «заасфальтировать русло Москвы-

ИЛЛЮСТРАЦИИ: ИНГА АКСЕНОВА

6
ПО ТЕЧЕНИЮ

Кроме наземного и подземного транспорта, возможен еще воздушный и речной. Но пока в столице вертолетными площадками на крыше могут похвастаться лишь здание МЧС и несколько престижных высоток. Поэтому московское правительство обратило внимание на освоение водных маршрутов. «Москва-река – это широкая дорога, проходящая через самый центр города, а ее возможности никак не используются», – рассудили чиновники, и в декабре 2006 г. в свет вышло Постановление Правительства Москвы «О развитии водного такси в Московском регионе».

реки» звучит как издевка. И городские власти решили: «Мы пойдем другим путем!». Для развития транспортной инфраструктуры было решено создать «новую форму транспортного обслуживания» – водное такси. Газетчики на эту инициативу сразу откликнулись заголовками: «Москва-река заменит метро», «Катер вместо маршрутки»... С тех пор прошло уже почти два года, но мы, как и прежде, толчемся в душных автобусах и грохочущем метро.

7
8 часов СЕНТЯБРЬ 2011

Рынок услуг водного такси в европейских странах наиболее развит в крупных мегаполисах, имеющих значительные внутригородские акватории и хорошо развитую индустрию туризма. Непосредственно транспортные услуги водного такси по перевозке пассажиров из одной точки в другую составляют всего около 5% общего объема рынка. И в этих странах основной объем пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте – это паромные перевозки, тарифы на которые существенно ниже, чем на водное такси, так как они обычно субсидируются из городских источников финансирования.

КРУИЗ-КОНТРОЛЬ

А ведь как было бы чудесно – добираться до офиса по реке, без пробок, с ветерком… Помимо отсутствия такого понятия, как «пробки», в водных перевозках есть и другие приятности. Моя знакомая уволилась с работы только потому, что
у нее уже не было сил проводить в дороге почти четыре часа ежедневно. Если приходится больше часа тратить на дорогу до офиса, такое «убийство времени» – серьезный стресс, считают психологи.
А вот поездку на теплоходе никто стрессом
не считает. И даже, наоборот, многие воспринимают речной трамвайчик не как общественный транспорт, а как развлечение и выстраиваются

8

в длинные очереди, чтобы в выходной покататься, полюбоваться
на красоты Москвы. А тут, представьте себе, – что ни дорога
на работу, то речная прогулка, дышишь свежим утренним ветерком
и думаешь: «Эх, хорошо!». Самая настоящая антистрессовая терапия получается. Еще одна составляющая физиотерапевтического речного

ИЛЛЮСТРАЦИИ: ИНГА АКСЕНОВА

9
8 часов СЕНТЯБРЬ 2011

коктейля – это глоток свежего воздуха. В Москве именно дороги,
а точнее автомобильные выхлопы – основной источник загрязнения воздуха. А в пробках, в жару или в безветренный день предельно допустимые концентрации диоксида азота на дороге превышаются
в 5–10 раз.

Но уже в двух метрах от трассы, на тротуаре, за защитной полосой «зеленых насаждений» концентрация вредных веществ снижается
в два раза. А на реке, находящейся еще дальше, ниже (вредные вещества с теплым воздухом поднимаются вверх) и «свободной от автомобилей», воздух чист, прозрачен и свеж. И к тому же еще влажен, что спасает от вредной городской пыли. А страшнее московской дорожной пыли может быть только «метропыль».
По данным Госсанэпиднадзора, «пыльный» ПДК в метро превышается до 1,2 раза, а именно с пылью в человеческий организм попадает
до 40% вредных веществ.

Но не только «пыль столбом» отрицательно сказывается на здоровье и без того чахлого офисного страдальца. По дороге на работу ему еще и шум «на уши давит». В настоящее время уровень шума возле автомагистралей достигает 70–90дБ, в то время как допустимая
норма – 55. Наш метрополитен эксперты называют одним из самых

ИЛЛЮСТРАЦИИ: ИНГА АКСЕНОВА

10
МЫ ПОЕДЕМ, МЫ ПОМЧИМСЯ

Помимо стандартных российских автобус-трамвай-троллейбус и столично-помпезного метро по Москве можно передвигаться еще на легком метро, электричках и по монорельсовой дороге. И все же пробковую проблему это не решает.

ШАШЕЧКИ НА ВОДЕ

Водное такси, как общественный вид транспорта развит в Балтиморе, Бангкоке, Бостоне, Бристоле, Чикаго, Дубаи, Гамбурге, Лондоне, Нью-Йорке, Осаке, Осло, Сеуле, Сиднее, Торонто, Токио, Ванкувере, Венеции, Мехико, Йокогаме.

В основном, это <>i«транспорт для туристов», хотя встречаются и «общественные маршруты». Например, некоторые маршруты Лондонского London River Services рассчитаны не на туристов, а лишь на жителей города.

А в Нидерландах, благодаря программе правительства «Общественный транспорт на воде», перевозки пассажиров на паромах превращаются в огромную транспортную сеть. Развитие «маршрутных паромов» финансируется из бюджета наряду с наземным общественным транспортом. При этом по городским каналам курсируют многочисленные туристические трамвайчики и небольшие катера – водные такси. Такой катер-такси даже можно заказать по телефону, как обычный автомобиль с шашечками.

шумных в мире. Уровень шума там может достигать 90–100 дБ.
По рекомендациям ВОЗ, шум более 100 дБ без вреда для здоровья можно «слушать» не более 30 секунд. Проводились исследования,
в ходе которых было выяснено, что частота стойкого снижения слуха
у жителей города практически на 20% выше, чем у жителей сельской местности. Кроме слуха, шум влияет и на пищеварение, и на работу мозга. Конечно, шум воды и даже урчание мотора пароходика тоже «весит» сколько-то там децибел. Но это же совсем другой, приятный, расслабляющий шум. Если не стоять у машинного отсека.

СУШИТЕ ВЕСЛА

Уже захотелось купить месячный проездной, чтобы превратить ежедневную утомительную дорогу в приятную и полезную речную прогулку? Не выйдет. Газеты сильно преувеличили со своими «река вместо метро». Если повнимательней прочитать «Концепцию развития водного такси в московском регионе», то станет понятно, что это самое такси задумывается вовсе не как дополнительный транспорт,

11
8 часов СЕНТЯБРЬ 2011

чтобы дороги разгрузить, а скорее, как транспорт для туристов. Помимо туристов в целевую группу потенциальных пользователей водными маршрутками, по мнению московского правительства, попадают отдыхающие, жители коттеджных поселков, новобрачные, корпоративные пользователи, рыбаки. Чиновники предположили, что в рабочие дни маршрутное водное такси может перевозить пассажиров из районов массовой коттеджной застройки вдоль береговой линии акваторий водохранилищ до Северного речного порта. А в выходные и праздничные дни маршрутные водные такси могут доставлять отдыхающих из Северного речного порта
в традиционные зоны отдыха, к причалам Бухты Радости, Солнечной поляны, Хвойного бора. Понятно, что маршруты речного такси
с маршрутами метрополитена никак не пересекаются. Да и с путями наземного городского транспорта тоже.

И, судя по цене на билеты, которую «задумали» чиновники, позволить себе круиз на катере можно будет только по праздникам или если ты житель коттеджного поселка», живописно раскинувшегося на берегу водохранилища. В частности, исследования разработчиков Концепции показали, что единые
для конечных пользователей тарифы на услуги водного такси
в Московском регионе не должны превышать:

- 400 руб./час/пассажир для поездок на водоизмещающих судах;

- 700 руб./час/пассажир на глиссирующих катерах или судах
на подводных крыльях.

12
МАРШРУТНОЕ ПЛАВАНИЕ

Естественно, наиболее развиты общественные водные перевозки в «городе на воде» – Венеции. И даже больше: на островной части Венеции это единственный вид общественного транспорта. Маршрутные теплоходы, использующиеся в качестве речных трамвайчиков, называются вапоретто. Помимо теплоходов-вапоретто, которые курсируют по определенным маршрутам, по Венеции можно передвигаться на более мобильных катерах или на более романтичных гондолах.

В «Русской Венеции» – Санкт-Петербурге, тоже открывают линии водного общественного транспорта. Судно типа «Восход» курсирует между центром города и ЦПКиО с шестью остановками. Другой оживленный маршрут проходит по реке Фонтанке. Однако, по мнению организаторов такси, Ассоциации владельцев пассажирских судов, стабильно наладить регулярные перевозки пассажиров хотя бы по основным маршрутам можно будет не раньше 2009 г.

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ!

Ясно, что водное такси, в том виде, в каком задумано, неудобно
для пользователей. А в том виде, в котором могло бы быть полезно (регулярные маршруты по Москве-реке в черте города) – трудноосуществимо. Для того, чтобы речной трамвайчик был
не просто «прогулочным средством», а выполнял роль общественного транспорта, в Москве абсолютно отсутствует инфраструктура.
По набережным практически нет маршрутов общественного транспорта, не говоря уже о станциях метро. Представьте себе, например, путь от метро «Фрунзенская» к причалу «Фрунзенская набережная». Это далеко, а значит, неудобно. Транспорт, который никак не «связан» с метро, никогда не станет общественным. К тому же, необходимо строить «остановки» для катеров, причалы. Нужны
и технические причалы, станции обслуживания судов, да и сами водные «маршрутки» нужно закупить. К тому же, водное такси – это сезонный вид транспорта, так что маловероятно, что этот дорогостоящий проект хоть как-то сможет улучшить транспортную ситуацию в Москве. А значит, дорогие клерки, менеджеры и прочие офисные служащие, сматываем удочки и, вперед! К автобусу…

ИЛЛЮСТРАЦИИ: ИНГА АКСЕНОВА