|
Старенькие брюки с начесом, сорочка с потертыми манжетами, галстук «не в тему»,
«пинжак» с заплатками
на локтях… Где-то между книгами пылится стопка ученых степеней,
благодарностей и похвальных грамот. А он уже 30 лет в одних и
тех же ботинках топчет тропинку в сторону школы, с гордо поднятой головой, неся свое высокое
звание –
учитель.
Татьяна Фомичёва
Жаль, что нет учебника по маразмоведению. Иначе стало бы понятно, почему педагогов в
нашей стране не уважают, а в педвузы поступают «про запас» – на случай, если
не протиснутся в
МГУ.
Печально, но факт: больше половины населения России – 55% – считают «высокое звание учителя» совсем не высоким,
а наоборот, унизитель-ным. Вроде, проку
от него мало, и учителя
в нашей стране –
люди бедные.
На самом деле поголовная нищета педагогов – это досадный стереотип. Сегодня заработная плата
учителей
и преподавателей вузов зависит от целого ряда факторов. «Во-первых, от учебного
заведения
и его руководства, – делится наболевшим
преподаватель кафедры литературы XX века Михаил Павловец. – Скажем, в МГУ получают двойные оклады. Зарплата кандидата наук,
Преподава-
тельская прослойка России неудержимо стареет.
30% молодых специалистов перестают работать
в школах,
потому что их не принимают «старшие» – учителя с 20–30-летним
стажем.
доцента в одном университете может составлять 8 тысяч,
а
в другом – уже около 25-ти. Знаю столичные вузы, где некоторые
профессора получают по 60–80 тысяч, хотя обычно даже в хороших университетах сумма редко превышает 30 тыс. руб.
Во-вторых, многое зависит от степени близости к руководству, которое старается «подкормить» тех, в
ком кровно заинтересовано. Правда, характер этого «интереса» может быть разным и связанным
как
с квалификацией преподавателя,
так и с вещами совершенно посторонними. Например, с тем, что он выполняет «деликатные поручения» руководства.
В-третьих, в ряде учебных
ИЛЛЮСТРАЦИИ: МАРИНА СПИРИНА
заведений доплачивают тем, кто, помимо учебной, несет управленческую нагрузку – руководит отделами, лабораториями, научными секциями, кружками,
«Подхалтуривать» приходится подавляющему числу учителей и преподавателей вузов. Они работают в других школах и вузах, на радио, на дому (переводы, редактура и т. п.), даже в регистратурах частных клиник. Особая статья дохода – репетиторство. Михаил Павловец, например, работает в 4-х местах – аккурат по количеству имеющихся
замещает кого-нибудь. Но далеко не везде эта доплата существенна.
Иногда с нами расплачиваются исключительно часами нагрузки.
Кстати, в-четвертых, еще один источник дохода – повышенная нагрузка: препода-ватель может занимать 1,25, 1,5, а то и 2 ставки».
Через 10–15 лет непрерывной работы в школе у многих учителей возникают так называемые «педагоги-ческие кризы», выражающиеся в тяжелой неудовлетво-ренности своим трудом.
Педагог – одна из самых болеющих профессий. Пожалуй, нет такого недуга, который
не испытал бы на себе учитель
со стажем. И почти у каждого есть какая-нибудь «хронь».
Хотя многие заболевания связаны не столько
со спецификой самой профессии, сколько с «условиями труда».
Бич многих учебных заведений – отсутствие нормального отопления в холодное время года. Так, в результате переохлаждения пострадала Елена Пятакова, бывший преподаватель Детчинского аграрного колледжа
в Калужской области. Накануне новогодних каникул заведение своим визитом решило поощрить высокое начальство. Экспромтом пришлось «сварганить» студенческий КВН. Репетировали в
по-антарктически ледяном актовом зале. В итоге Новый год Елена встретила в постели. «Вымученный» в холоде КВН обернулся простудой яичников. С того времени прошло уже 10
ИЛЛЮСТРАЦИИ: МАРИНА СПИРИНА
у него детей: «Правда, основная нагрузка у меня – в педагогическом институте, остальные вузы – 2–4 часа в неделю. Получается
6-дневная рабочая неделя, хотя, справедливости ради, следует признать, что работа – не с утра до вечера. В среднем недельная нагрузка – 24–30 «горловых» часов (то есть лекционно-семинарских) плюс функционирование на должности заведующего кафедрой». По словам Михаила, больше всего от такой перегруженности страдает даже не сон, а профессиональный рост: «Если преподаватель не
занимается наукой, он достаточно быстро теряет квалификацию. Ведь ни на библиотеку, ни на серьезную работу дома сил и времени уже не остается».
лет. Елена давно не преподает, но до сих пор лечится.
Голос на уроках сорвать –
да хоть каждый день. Увы, домашнее лечение молоком
и медом – то еще лекарство, если «горланить» приходится
по несколько часов ежедневно. Отсюда и острый ларингит (воспаление слизистой оболочки гортани), с годами переходящий в хронический.
Кроме того, большая нагрузка
на речевой аппарат, необходимость подолгу находиться на ногах в сочетании с гиподинамией неблагоприятно влияет на дыхательную
и сердечно-сосудистую системы. По врачебной статистике, хронические заболевания
при медицинских осмотрах обнаруживают у каждого второго педагога.
Периодически переходит
на фальцет каждый десятый учитель. У половины профессионалов охриплость, слабость голоса возникает изредка.
Больше всех страдает горло учителей начальных классов (72,2%). Чтобы научить малолетних чад читать, писать
и считать, нужны
не только крепкие нервы, но и поистине стальной голос. При этом профессиональные методики профилактики горлового перенапряжения использует лишь каждый пятый педагог. Как правило – математики, физики и химики! А любители российской словесности, видимо,
надеются на свое крепкое здоровье, либо на живительную силу слова... а, точнее, непрекращающегося потока слов... Провел восемь уроков, «ответил» за кружок авиамоделирования, подхалтурил репетитором – получи повышенное давление
и бессонницу. А там, глядишь, заработаешь ишемию –
Признаки психоэмо-
ционального перенапряже-
ния чаще всего встречаются у преподава-
телей точных и гуманитар-
ных дис-
циплин, реже всего – у преподава-
телей физической культуры.
нарушение кровоснабжения сердца. И далее по списку.
Лариса Кирилюк, бывшая учительница младших классов в одной из средних школ Запорожья, доработалась до инсульта. Удар настиг аккурат на Последнем звонке, когда Лариса провожала «во взрослую жизнь» своих недавних первоклашек – сказались-таки сильные эмоции.
«Ребята, а вы все пьете?» – спросила она у учеников и сама удивилась своему вопросу. «Пьете» вместо «поете» – и так несколько раз. Позор на старости лет. Инсульт, он, знаете ли, такой, – объяснили потом врачи.
Близорукость вообще вне конкуренции среди профзаболеваний учителей.
Сказывается тяжкая зрительная работа по разбиранию корявых детских почерков. Кстати, в руках иного учителя очки превращаются
в грозное оружие. Моя учительница географии, бывало, метко швырялась ими в двоечников.
Еще один недуг – варикозное расширение вен
на ногах – врачи так и называют «болезнью продавцов и учителей». А все
из-за длительного стояния пред светлыми очами учеников.
Другая хворь – гастриты от перекусов. Учительница истории Ольга Олеговна имела странную привычку: прямо на уроке кипятить на последней парте яйца.
Видно, питала к ним слабость,
а может, просто экономила
на обедах. Класс надолго запомнил, как одно яйцо оказалось несвежим и взорвалось, окатив отвратительно пахнущей массой несколько
В документах ЮНЕСКО имеется предписание, что в районах, где недостаточно развита сис-тема медоб-служивания, учителям должны оплачиваться путевые расходы к месту лечения.
ИЛЛЮСТРАЦИИ: МАРИНА СПИРИНА
«Труд хирурга или реаниматора, учителя или музыканта бесценен и не измеряется в рублях, – все это я уже слышал не раз. С этим я согласен, – пишет в своем интернет-дневнике Михаил Павловец. – Но необходимость хирургу перед сложнейшей операцией трястись в маршрутке или давиться в метро, музыканту – в нежных своих пальцах переть через толпу футляр с контрабасом, профессору – работать в четырех местах, читая книги по дороге с одного места работы в другое, – все это имеет свой денежный эквивалент».
учеников и стены. Так
и перекусывают наши педагоги – втихаря да между делом.
А лидеры в списке учительских болезней – это всевозможные психические расстройства, от «тиков» на глазу до серьезных депрессий. Вывести учителя из душевного равновесия – раз плюнуть.
Учительница русского языка и литературы столичного УВК Марина Захаренко пятнадцать минут плакала в учительской из-за... бигуди. Накручивая волосы перед работой, она забыла снять одну штуку с затылка, да так и пришла в школу. Вместо того, чтобы деликатно указать бедной женщине на «лишнюю деталь», ученики предпочли от души «приколоться» и весь первый урок покатывались от хохота. И каждый может вспомнить массу таких случаев. Еще одна психоэмоциональная проблема – после нескольких лет работы учитель начинает сомневаться в пользе своей работы.
Педагог-воспитатель автономной некоммерческой
организации Мария Соколова видит истинные причины повсеместных психозов учителей в том, что далеко не все люди-педагоги имеют способности
к этой профессии: «В школы – не элитные не гимназии – идут часто те, кто не смог пристроиться как-то лучше. Отсюда грустное явление – учителя нередко срываются на учеников. Даже у хороших учителей бывает состояние тотальной неуверенности в себе – знаете, такие вечные вопросы:
а есть ли польза от моей работы, а стоит ли распинаться перед этими малолетними преступниками, которым наплевать на мой предмет, и т. д.».
«Точной статистики психических расстройств среди педагогов у нас нет, поскольку в медицинских картах они не фиксируются. Оформляется больничный по какому-либо «обычному» заболеванию и прописывается
На вопрос: «Могли бы вы стать хорошим учителем?» 29% респондентов ответили утвердительно, 35% – отрицательно. Главным аргументом против было то, что «школа – это ад кромешный».
ИЛЛЮСТРАЦИИ: МАРИНА СПИРИНА
– Я больше в школу не пойду.
– Почему?
– Да ну ее, эту школу! Опять Кузнецов будет бить учебником по голове, Васильев начнет из рогатки целиться, а Воронин будет под- ножку ставить. Не пойду...
– Нет, сынок, ты должен идти в школу. Во-первых, ты уже взрослый, сорок лет исполнилось, а во-вторых, ты же – директор школы.
Один учитель жалуется другому:
- Ну и класс мне попался тупой. Объясняю им теорему - не понимают.
Второй раз объясняю - не понимают. Третий раз объясняю - сам понял, а они все равно не понимают...
соответствующее ему лечение», – говорит Никита Смирнов, заведующий кафедрой психолого- педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Между тем, учителя не очень заботятся о своем здоровье! 86% практически не занимаются спортом. 87% ложатся спать не в одно и то же время, а «как придется», 62% спят менее 7–8 часов в сутки.
Специалисты Башкирского государственного педагогического университета провели опрос среди школьных учителей города Уфы. Выяснилось, что 54% «от нервов» регулярно употребляют успокоительные фитопрепараты, а растительные средства,
относящиеся к адаптогенам и рекомендуемые при нервно-психическом переутомлении используют лишь 3,8% учителей.
Динамические паузы вводят в уроки 30,6% педагогов, особенно редко – преподаватели теоретических дисциплин (гуманитарных, точных и общественных наук). Зарядку между уроками делают учителя со стажем от пяти до двадцати лет. «В Москве и регионах проводятся социальные
программы по оздоровлению педагогов, – говорит Никита Смирнов. – Но, увы, учителя сами игнорируют попытки государства о них позаботиться».
По данным Минобразова-
ния РФ, 61% преподава-
телей школ, которые в 2006 году брали отпуска по болезни, страдают психическими заболева-
ниями, в том числе депрессией.