|
Женский голос: «Когда же кончится эта траурная процессия?» Одной рукой дама прижимает к груди сумочку, другой придерживает на голове фетровую шляпку, а лицом упирается в широкую спину со следом от ботинка 45 размера.
Татьяна Фомичёва
По статистике, Московское метро каждый день перевозит около 9 миллионов человек. Максимальный наплыв пассажиров был зафиксирован 5 сентября 1997 г. – тогда подземка перевезла более 12 миллионов человек.
С первого же мгновения пребывания в недрах Московского метрополитена ощущаешь такое непроходимое
«чувство локтя», которое и не снилось ни пионерам, ни скаутам.
И крепчает оно день ото дня.
Начиная с 1 сентября количество пассажиров резко увеличивается на треть. А
с наступлением холодов толпа становится не только плотнее, но и заметно «толще» – ближе к зиме пуховики,
«аляски» и другая теплая одежда съедают уже 20% пространства.
ПОД ЗАГРУЗ
Москвичи, каждый день спускающиеся под землю, уверены: уж «их» станция точно самая-самая загруженная, вечно туда «не попасть». На самом деле все рекорды по массовости бьют три станции: «Выхино» (примерно 174 тыс. человек на вход и столько же – на выход), «ВДНХ» (136 тыс. человек) и «Юго-Западная» (порядка 127 тыс. человек).
В будние дни столпотворение здесь начинается в 8 утра и рассасывается часам к 10. Вечерний «час пик» начинается в 18 часов и продолжается часа три.
Толпа в метро – дело стихийное. Понятно, что все эти люди собрались у края платформы по определенному случаю, но зачинщиков и организаторов тут нет. Все происходит как бы само собой. Вот это и настораживает. Ведь когда становишься частью столпотворения, рассудок помрачается. Вероятно, срабатывает инстинкт самосохранения. На таких станциях, как, скажем, «Выхино», начинаешь не на шутку опасаться за свою жизнь. Опыт «Выхинской
Средняя загруженность вагона подземки в часы пик – почти 300 человек. Учитывая, что сидячих мест порядка 44, нетрудно подсчитать, сколько пассажиров проделывают свой путь стоя, причем в непонятно каком положении.
давиловки», как называют сей феномен жители района, давно вошел в повседневную практику других конечных станций и стал уже понятием нарицательным. Это когда на станции электрички в часы пик так заполняются людьми, что на следующих остановках, ближе к центру, в вагоны даже палец не просунешь. Одна-единственная конечная станция на какое-то время «вырубает» всю ветку. Несчастным пассажирам, проживающим ближе к кольцевой, приходится либо «делать ручкой» набитым электричкам, либо идти на хитрость: ехать в обратную сторону, до конечной, и там вместе со всеми влезать в вагон, иначе на работу просто не уедешь. Порой такое «челночное» движение охватывает до четырех станций перегона.
В жаркую погоду подземка превращается в душегубку.
Так, в июле этого года из-за плохого самочувствия были экстренно госпитализированы несколько пассажиров. Один из них, 74-летний пенсионер, скончался от сердечного приступа, который случился с ним при переходе с «Пушкинской» на «Чеховскую».
А на «Павелецкой» 38-летняя женщина потеряла сознание прямо на эскалаторе, при этом она упала на сумку со стеклянными банками и поранила осколками ноги. Женщину госпитализировали с сильным кровотечением.
Даже отъявленный филантроп, промотайся он в метро часа полтора, на поверхность вернется воинствующим человеконенавистником. И это в обычный будний день, а не под вечер пятницы, когда в переходах метро сомнамбулами перемещаются «слегка» подвыпившие сограждане. «Один я тут, интеллигентный, среди всякого сброда…» – пульсирует в голове мысль. А с другого конца вагона доносится чья-нибудь изящная словесная игра. Толпа напоминает стог высушенной соломы, готовый воспламениться от микроскопической искры. Одно возмущенное «Куда прешь?!» способно породить массовую дискуссию. Диву даешься, и что заставляет людей, еще минуту назад спокойно читавших газету, ввязываться в эту вакханалию? Причины такого агрессивного поведения объясняет Анна Карташова, бизнес психолог, действительный
член Профессиональной Психотерапевтической Лиги:«Если человек постоянно скандалит, это
свидетельствует о тотальном внутреннем дискомфорте. Скандалист попросту несчастен. Весь мир
и все люди
кажутся ему врагами. Если с ним не поздоровались – значит, это было сделано специально для того, чтобы
оскорбить. Если толкнули
локтем – значит, хотели показать, кто здесь хозяин. С такими ощущениями жить
очень тяжело. Посему лучшее, что можно сделать, столкнувшись
со скандалящим субъектом – это подумать про
себя: «Бедный человек!»
ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ
В детстве все мечтали, словно с горки, скатиться по балюстраде (межэскалаторному промежутку). Осуществлять эту фантазию ни в коем случае не следует. Хлипкая конструкция изначально не предназначена для удержания запрыгнувшего на него человека. А внутри нее находится механизм, провалившись в который можно серьезно пострадать. Если уж нелегкая и занесла на межэскалаторный барьер, лучшее, что можно сделать, – быстро перекатиться на соседний эскалатор. В противном случае остается лишь цепляться за светильники и звать на помощь.
Метро – место публичное. Как
только человек спускается
в подземку, он тут же попадает
под прицел сотен,
тысяч
оценивающих взглядов. От этого
чувствуешь себя неуютно. Хотя
робость, которую большинство
из нас
испытывают под чужими
взглядами, – явление
естественное, обоснованное
генетически и передавшееся
нам от
животных.
Другое дело, когда робость
переходит в боязнь смотреть
другому человеку в глаза.
По-научному это называется
скопофобией. Такому человеку можно только посочувствовать. Ведь в метро мы
каждую секунду находимся «под присмотром», и не только людским. За каждым передвижением следит
всевидящее око камер видеонаблюдения. Большинство горожан относятся к их незримому присутствию довольно
равнодушно. Но есть и такие, кого взгляд неодушевленного механизма приводит в тихий ужас.
Работать машинистом в Японии опасно, и опасность исходит отнюдь не от религиозных
сект, а от пассажиров! Только за 2003 г. ими без причины было атаковано
без малого 450 работников метро.
Врачи «успокаивают»: так японцы снимают стресс, полученный
в транспорте
и на работе.
В то время как добропорядочные граждане перемещаются в метро
на работу, некоторая часть населения
работает непосредственно в подземке. «Тесная» встреча с карманником способна обогатить стресс от
пребывания в мрачной подземке еще и маленькой личной трагедией. Карманники – люди очень, очень изобретательные.
Это давно уже не пацаны в рваных кепках, вышагивающие блатной походкой. Современные «щипачи» – настоящие
театралы, способные разыграть у вас на глазах целое представление. Один может подойти к своей жертве с
Метро представляет собой замкнутое пространство, и в стремлении вырваться наружу люди могут создать давку. А в ней главное – не упасть, ибо подняться в такой ситуации еще никому не удавалось.
безобидным лицом и просто спросить, как ему найти такую-то станцию, после чего уйдет, прихватив кошелек. Другой будет изображать глухонемого и, жестикулируя, ненароком обчистит карманы «собеседника», причем не только внешние, но и те, что находятся внутри пиджака. Третий подберется к добыче под предлогом знакомства, и знакомство будет таким изысканным, что обольщенная дама обнаружит пропажу едва ли не дома.
«Если вы все же стали жертвой карманного вора, первое, что нужно сделать – не поднимать шума и не пытаться ударяться в погоню, а тут же обратиться к дежурному милиционеру на станции, – советует подполковник полиции Валерий Клинцов. – В метро, где на каждом
углу работают камеры видеонаблюдения, злоумышленник, может, и успеет добраться до выхода из метро, но там его будут с нетерпением ждать наши сотрудники».
КАК ПЕРЕЖИТЬ ЧАС ПИК
Метро – это еще и вынужденное соседство с дурно пахнущими бомжами. С одной стороны, дело в специфическом амбре, исходящем от прикорнувшего на сиденье бездомного. С другой, обычному
человеку психологически тяжело ощущать себя в «одной упряжке» с асоциальными элементами. В подземке, как в подводной лодке, особо бежать некуда, и будь ты хоть дворянин в седьмом колене, вынужден делить пространство с другими людьми. И нет большой разницы в том, что один сладко спит, растянувшись в полный рост, а другой вынужден перейти в другой вагон, чтоб спокойно почитать своего Тургенева.
Московская подземка не зря слывет самым стрессогенным видом общественного транспорта. В итоге невинная табличка «Выхода нет» может стать последней каплей в чаше терпения жителя мегаполиса. Может, если на закрытых дверях написать «Выход РЯДОМ», что-то изменится?