Главная / Журнал / 2011 ОКТЯБРЬ / Толпа на длинную дистанцию
5
8 часов ОКТЯБРЬ 2011
толпа НА ДЛИННУЮ ДИСТАНЦИЮ

Женский голос: «Когда же кончится эта траурная процессия?» Одной рукой дама прижимает к груди сумочку, другой придерживает на голове фетровую шляпку, а лицом упирается в широкую спину со следом от ботинка 45 размера.


Татьяна Фомичёва

По статистике, Московское метро каждый день перевозит около 9 миллионов человек. Максимальный наплыв пассажиров был зафиксирован 5 сентября 1997 г. – тогда подземка перевезла более 12 миллионов человек.

С первого же мгновения пребывания в недрах Московского метрополитена ощущаешь такое непроходимое «чувство локтя», которое и не снилось ни пионерам, ни скаутам.
И крепчает оно день ото дня. Начиная с 1 сентября количество пассажиров резко увеличивается на треть. А с наступлением холодов толпа становится не только плотнее, но и заметно «толще» – ближе к зиме пуховики, «аляски» и другая теплая одежда съедают уже 20% пространства.

6

ПОД ЗАГРУЗ

Москвичи, каждый день спускающиеся под землю, уверены: уж «их» станция точно самая-самая загруженная, вечно туда «не попасть». На самом деле все рекорды по массовости бьют три станции: «Выхино» (примерно 174 тыс. человек на вход и столько же – на выход), «ВДНХ» (136 тыс. человек) и «Юго-Западная» (порядка 127 тыс. человек).

В будние дни столпотворение здесь начинается в 8 утра и рассасывается часам к 10. Вечерний «час пик» начинается в 18 часов и продолжается часа три.

ЭФФЕКТ ВЫХИНО

Толпа в метро – дело стихийное. Понятно, что все эти люди собрались у края платформы по определенному случаю, но зачинщиков и организаторов тут нет. Все происходит как бы само собой. Вот это и настораживает. Ведь когда становишься частью столпотворения, рассудок помрачается. Вероятно, срабатывает инстинкт самосохранения. На таких станциях, как, скажем, «Выхино», начинаешь не на шутку опасаться за свою жизнь. Опыт «Выхинской

7
8 часов ОКТЯБРЬ 2011
САМЫЕ СТОЙКИЕ

Средняя загруженность вагона подземки в часы пик – почти 300 человек. Учитывая, что сидячих мест порядка 44, нетрудно подсчитать, сколько пассажиров проделывают свой путь стоя, причем в непонятно каком положении.

давиловки», как называют сей феномен жители района, давно вошел в повседневную практику других конечных станций и стал уже понятием нарицательным. Это когда на станции электрички в часы пик так заполняются людьми, что на следующих остановках, ближе к центру, в вагоны даже палец не просунешь. Одна-единственная конечная станция на какое-то время «вырубает» всю ветку. Несчастным пассажирам, проживающим ближе к кольцевой, приходится либо «делать ручкой» набитым электричкам, либо идти на хитрость: ехать в обратную сторону, до конечной, и там вместе со всеми влезать в вагон, иначе на работу просто не уедешь. Порой такое «челночное» движение охватывает до четырех станций перегона.

8

В жаркую погоду подземка превращается в душегубку.

Так, в июле этого года из-за плохого самочувствия были экстренно госпитализированы несколько пассажиров. Один из них, 74-летний пенсионер, скончался от сердечного приступа, который случился с ним при переходе с «Пушкинской» на «Чеховскую».

А на «Павелецкой» 38-летняя женщина потеряла сознание прямо на эскалаторе, при этом она упала на сумку со стеклянными банками и поранила осколками ноги. Женщину госпитализировали с сильным кровотечением.

НЕ ВВЯЗЫВАЙСЯ!

Даже отъявленный филантроп, промотайся он в метро часа полтора, на поверхность вернется воинствующим человеконенавистником. И это в обычный будний день, а не под вечер пятницы, когда в переходах метро сомнамбулами перемещаются «слегка» подвыпившие сограждане. «Один я тут, интеллигентный, среди всякого сброда…» – пульсирует в голове мысль. А с другого конца вагона доносится чья-нибудь изящная словесная игра. Толпа напоминает стог высушенной соломы, готовый воспламениться от микроскопической искры. Одно возмущенное «Куда прешь?!» способно породить массовую дискуссию. Диву даешься, и что заставляет людей, еще минуту назад спокойно читавших газету, ввязываться в эту вакханалию? Причины такого агрессивного поведения объясняет Анна Карташова, бизнес психолог, действительный

9
8 часов ОКТЯБРЬ 2011

член Профессиональной Психотерапевтической Лиги:«Если человек постоянно скандалит, это свидетельствует о тотальном внутреннем дискомфорте. Скандалист попросту несчастен. Весь мир
и все люди кажутся ему врагами. Если с ним не поздоровались – значит, это было сделано специально для того, чтобы оскорбить. Если толкнули
локтем – значит, хотели показать, кто здесь хозяин. С такими ощущениями жить очень тяжело. Посему лучшее, что можно сделать, столкнувшись
со скандалящим субъектом – это подумать про себя: «Бедный человек!»

ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ

В детстве все мечтали, словно с горки, скатиться по балюстраде (межэскалаторному промежутку). Осуществлять эту фантазию ни в коем случае не следует. Хлипкая конструкция изначально не предназначена для удержания запрыгнувшего на него человека. А внутри нее находится механизм, провалившись в который можно серьезно пострадать. Если уж нелегкая и занесла на межэскалаторный барьер, лучшее, что можно сделать, – быстро перекатиться на соседний эскалатор. В противном случае остается лишь цепляться за светильники и звать на помощь.

ПОД ПРИЦЕЛОМ

Метро – место публичное. Как
только человек спускается
в подземку, он тут же попадает
под прицел сотен, тысяч
оценивающих взглядов. От этого
чувствуешь себя неуютно. Хотя
робость, которую большинство
из нас испытывают под чужими
взглядами, – явление
естественное, обоснованное
генетически и передавшееся
нам от животных.

Другое дело, когда робость
переходит в боязнь смотреть
другому человеку в глаза.

По-научному это называется
скопофобией. Такому человеку можно только посочувствовать. Ведь в метро мы каждую секунду находимся «под присмотром», и не только людским. За каждым передвижением следит всевидящее око камер видеонаблюдения. Большинство горожан относятся к их незримому присутствию довольно равнодушно. Но есть и такие, кого взгляд неодушевленного механизма приводит в тихий ужас.

10
ЯПОНСКОЕ БЕШЕНСТВО

Работать машинистом в Японии опасно, и опасность исходит отнюдь не от религиозных сект, а от пассажиров! Только за 2003 г. ими без причины было атаковано без малого 450 работников метро. Врачи «успокаивают»: так японцы снимают стресс, полученный
в транспорте
и на работе.

КАРМАННЫХ ДЕЛ МАСТЕРА

В то время как добропорядочные граждане перемещаются в метро
на работу, некоторая часть населения работает непосредственно в подземке. «Тесная» встреча с карманником способна обогатить стресс от пребывания в мрачной подземке еще и маленькой личной трагедией. Карманники – люди очень, очень изобретательные. Это давно уже не пацаны в рваных кепках, вышагивающие блатной походкой. Современные «щипачи» – настоящие театралы, способные разыграть у вас на глазах целое представление. Один может подойти к своей жертве с

11
8 часов ОКТЯБРЬ 2011
ВСЕ НА ВЫХОД!

Метро представляет собой замкнутое пространство, и в стремлении вырваться наружу люди могут создать давку. А в ней главное – не упасть, ибо подняться в такой ситуации еще никому не удавалось.

безобидным лицом и просто спросить, как ему найти такую-то станцию, после чего уйдет, прихватив кошелек. Другой будет изображать глухонемого и, жестикулируя, ненароком обчистит карманы «собеседника», причем не только внешние, но и те, что находятся внутри пиджака. Третий подберется к добыче под предлогом знакомства, и знакомство будет таким изысканным, что обольщенная дама обнаружит пропажу едва ли не дома.

«Если вы все же стали жертвой карманного вора, первое, что нужно сделать – не поднимать шума и не пытаться ударяться в погоню, а тут же обратиться к дежурному милиционеру на станции, – советует подполковник полиции Валерий Клинцов. – В метро, где на каждом

12

углу работают камеры видеонаблюдения, злоумышленник, может, и успеет добраться до выхода из метро, но там его будут с нетерпением ждать наши сотрудники».

КАК ПЕРЕЖИТЬ ЧАС ПИК

  • В переполненном вагоне стойте так, чтобы руки не были прижаты к телу. Примите «стойку»: руки согнуты в локтях, кулаки направлены вверх, так вы сможете защитить грудную клетку. Можно сцепить ладони в замок перед грудью. Ведь самое опасное в толпе – в результате сдавливания со всех сторон лишиться возможности дышать.
  • В толпе довольно опасно находиться в очках.
  • Помните, что особенно активны в толпе люди, которые находятся далеко от выходов. Они начинают изо всех сил напирать, а в результате «передние» оказываются прижатыми к стенам. Возникает давка, вследствие которой люди могут оказаться раздавленными между каменной стеной и стеной людских тел.
  • Если вас сбили с ног, делайте все, чтобы не «лечь» – хоть на четвереньках стойте; цепляйтесь за одежду близстоящих, чтобы непременно встать.
  • Если с вами ребенок, при признаках столпотворения сажайте его на плечи: милиции или спасателям он будет виден издали. Можно переправить его и поверх людского потока, «по головам», в безопасное место.
КУДА ТЫ ДЕНЕШЬСЯ
С ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

Метро – это еще и вынужденное соседство с дурно пахнущими бомжами. С одной стороны, дело в специфическом амбре, исходящем от прикорнувшего на сиденье бездомного. С другой, обычному

человеку психологически тяжело ощущать себя в «одной упряжке» с асоциальными элементами. В подземке, как в подводной лодке, особо бежать некуда, и будь ты хоть дворянин в седьмом колене, вынужден делить пространство с другими людьми. И нет большой разницы в том, что один сладко спит, растянувшись в полный рост, а другой вынужден перейти в другой вагон, чтоб спокойно почитать своего Тургенева.

СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ

Московская подземка не зря слывет самым стрессогенным видом общественного транспорта. В итоге невинная табличка «Выхода нет» может стать последней каплей в чаше терпения жителя мегаполиса. Может, если на закрытых дверях написать «Выход РЯДОМ», что-то изменится?