|
«Хорошо быть гибэдэдэшником!» – заявил мой коллега Славик, прочитав за утренним кофе в Интернете известие о том, что «в Москве у инспектора ДПС угнали Porsche Carrera GT». Дочитав до места: «И это не первый случай – весной у инспектора ГИБДД неизвестные похитили кабриолет Bentley Azure», – Славик поперхнулся кофе. И стал срочно изучать правила зачисления в Орловский юридический институт МВД России – кузницу кадров для Госавтоинспекции.
От необходимости искать нового дизайнера нашу компанию спасло только то, что возрастной ценз для поступления в этот институт – 25 лет, а Славику, к счастью, уже 27 с половиной.
«У тебя есть Bentley?» – при случае спросила я знакомого гаишника Сашу. «У меня нет. У сына есть. Я ему подарил на Новый год. Точная копия на дистанционном управлении. Ему очень нравится, да и я сам люблю на ВДНХ по дорожкам ее погонять».
Всем автолюбителям, которые возмущаются буржуйской жизнью инспекторов ДПС, Саша посоветовал не нарушать правила и не вносить добровольные пожертвования в «фонд помощи сотрудникам ГИБДД»: «А то это лицемерие какое-то. Это как, извините за сравнение, угостить песика на улице купленными только что сосисками, а потом возмущаться: «Что ж это делается, граждане, собаки уже совсем обнаглели – дорогущие сосиски
превосходнейшего качества поедают!»
«Слухи о «шоколадной» работе инспекторов слишком преувеличены, – считает мой другой знакомый, служащий дознавателем в «органах». – Почему-то все забывают, что это тяжелая работа на «свежем воздухе» – на холоде, на жаре, в дождь и в ветер... Знаете, сколько вреда от автомобильных выхлопов, шума… А за «небо в алмазах» есть риск схлопотать от трех до семи лет».
Получается, как в пословице: хорошо там, где нас нет. «А каковы на самом деле условия службы сотрудников Дорожно-патрульной службы?» – поинтересовались мы у заместителя начальника Отдела кадровой
Уровень заболеваемости сотрудников дорожно-патрульной службы в 1,6 раза выше, чем во всем российском МВД, и в 1,3 раза выше показателя заболеваемости взрослого населения страны.
и воспитательной работы Управления ГИБДД ГУВД по г. Москве Александра Станиславовича Кусликова.
«Служба ГИБДД – одна из самых многочисленных среди подразделений ГУВД по городу Москве, – говорит Александр Станиславович. – В Госавтоинспекцию требуются квалифицированные специалисты с высшим образованием, желательно с юридическим. Несмотря на большое количество кандидатов, у нас достаточно большая текучесть кадров. Существует ряд причин, по которым увольняются сотрудники: низкая заработная плата, недостаточная социальная защищенность, ненормированный график работы, недостаточный уровень медицинского обслуживания, очень большой перечень профессиональных заболеваний».
3 июля отмечается
День образования службы ГАИ-ГИБДД МВД России. В этот день в 1936 г. постановлением СНК СССР была образована Государственная автомобильная инспекция СССР.
ВРЕДНАЯ ПАЛОЧКА
Казалось бы, что такого особенного, стой себе да палочкой «махай». «Практически все кандидаты, которые проходят медицинское освидетельствование при приеме на службу в органы внутренних дел, признаются годными к военной службе по I группе предназначения, – продолжает Александр Станиславович. – Однако при увольнении из ОВД 70% сотрудников признаются ограниченно годными или негодными к дальнейшей службе.
«Любимые» профессиональные заболевания инспекторов ДПС – это остеохондроз, ревматизм, сколиоз, легочные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы и другие.
Конечно, инспекторы получают бесплатное медицинское обслуживание в медучреждениях МВД. На особом контроле
держится ежегодная диспансеризация сотрудников, отделу кадровой и воспитательной работы дано указание не оформлять отпускные документы тем, кто не прошел диспансеризацию. Ежеквартально в поликлиниках МСЧ ГУВД по городу Москве выделяют дни для внеочередного приема сотрудников ГИБДД».
Главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко также считает, что условия труда инспекторов ДПС не соответствуют никаким нормативам, так как наблюдается существенное превышение предельно допустимых концентраций и уровней вредных факторов по:
«В соответствии с руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового
ИЗ СВОДОК ГИБДД
«30.04.2008 г. сотрудниками 7 отдела ДПС ГИБДД (на спецтрассе) за нарушение ПДД был остановлен автомобиль ВАЗ 2115. На заднем сиденье был замечен предмет, похожий на автомат АКСУ-74... Убегавший пассажир достал предмет, похожий на пистолет, и произвел два выстрела в сторону инспекторов. Один из инспекторов произвел два предупредительных выстрела в воздух из табельного оружия… после чего произвел прицельный выстрел по убегавшему. Пассажир перелез через забор и скрылся в неизвестном направлении».
процесса (Р 2.2.2006–05), условия труда инспекторов дорожно-патрульной службы в большинстве случаев относятся к вредному классу 3.3 (3-й класс III степени), – говорится в Постановлении главного государственного санитарного врача. – Анализ заболеваемости сотрудников ДПС ГИБДД выявил высокие уровни общей заболеваемости: в 1,6 раза выше аналогичного показателя в среднем по МВД России и в 1,3 раза в среднем по Российской Федерации среди взрослого населения».
И это не удивительно, ведь к классу 3.3 относятся такие условия труда, которые приводят к развитию профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) и росту хронической, профессионально обусловленной патологии.
ШУМОВАЯ ЗАВЕСА
Действительно, «рабочее место» инспектора ДПС – автодороги с разной степенью интенсивности движения – не выглядит таким уж привлекательным.
Дороги – это основной источник шума в Москве. Шум от интенсивного уличного движения составляет около 90 Дб. Грузовой автомобиль или автобус могут шуметь с силой 95 Дб, а мотоцикл или мопед – 108 Дб. При длительном воздействии шумы уровня 70–90 Дб приводят к заболеванию нервной системы, вызывают изменение скорости дыхания и пульса, способствуют нарушению обмена веществ, возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, язвы желудка, гипертонической болезни. А шумы более 100 Дб – к снижению слуха, вплоть до глухоты. Австрийские ученые установили, что излишняя шумовая нагрузка сокращает жизнь на 10–12 лет. Помимо шума работники ДПС ощущают на себе все «прелести» нашего умеренно-континентального климата (от –30°С до +30°С) и стихии (дождь, снег, ветер, метель).
На Садовом кольце столкнулись 600-й мерседес генерала ФСБ и «Лексус 470» генерала МВД. Виновной признана «девятка» сотрудников ГИБДД, прибывших на место проиcшествия.
То, что зимой им приходится постоянно переходить с холодной улицы в отапливаемую машину, называется работой в динамическом микроклимате (переход от нагревающей в охлаждающую среду и наоборот), и этот фактор здоровья тоже не прибавляет.
ПОД ГАЗОМ
Но самое главное зло для современного Дяди Степы – это выхлопы токсичных веществ от автомобилей. В выхлопных газах содержится около 280 химических соединений. Период их существования длится от нескольких минут до 4–5 лет. В состав этого «коктейля» входят, например:
Останавливает инспектор мерседес. Водитель (возмущенно):
– В чем дело? Еду 60 км, по правой полосе, не обгоняю, не нарушаю...
– Вот я и смотрю: и куда это вы крадетесь?
А теперь – дышите глубже:
согласно исследованиям Мосэкомониторинга, концентрация угарного газа, оксидов азота и серы в московских пробках и на светофорах может превышать предельно допустимые нормы в 10, а то и в 15 раз!
Вам еще не расхотелось идти в гаишники? Тогда вспомните репортажи из «милицейских» программ, в которых рассказывается, как нетрезвый или просто неадекватный водитель пытался объяснить инспектору ГИБДД, кто на дороге хозяин.
ГАЕЦ НА ГРАНИ НЕРВНОГО СРЫВА
Если вы думаете: «Да какой там может быть стресс у гайцов? Это у водителей стресс, когда их останавливают. Ясно же – нарвался на неприятности», – то глубоко заблуждаетесь.
Ученые даже диссертации защищают на темы, например, «Особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы».
Это и понятно, ведь любое общение инспектора с остановленным нарушителем – это всегда напряженная конфликтная ситуация. Даже если вы не бросаетесь на патрульного с кулаками, вы все равно раздражены, недовольны, и это отражается на общении с инспектором.
Согласитесь, девушка, продающая путевки в турагентстве, и, скажем, судебный пристав, испытывают разное отношение людей к своей персоне.
А большинство людей вообще негативно относятся к профессии инспектора ДПС. Считают их взяточниками, ругают за то, что они не пробки разруливают, а засады в кустах устраивают.
Прибавьте к этому завышенные требования начальства – «умри, но обеспечь показатели» – и получите все предпосылки для синдрома профессионального выгорания.