Главная / Журнал / 2011 НОЯБРЬ / Федор Бондарчук 222 дня на обитаемом острове
29
8 часов НОЯБРЬ 2011
30
федор бондарчук
 222 ДНЯ НА
ОБИТАЕМОМ ОСТРОВЕ

Встреча была назначена в фешенебельной квартире в Староконюшенном переулке, где проходили съемки одной из новелл (а всего их – 20) крупного проекта Егора Кончаловского «Московские истории». Федор Бондарчук в кадре – с пистолетом в руке у рояля – был неотразим.

Наталия Юнгвальд-Хилькевич

КАМЕРА! МОТОР!

8.Ч.: Федор, говорят, что режиссура – это образ жизни. Для вас съемочная площадка – это поле для работы или нечто другое?

Ф.Б.: Я снимал «Обитаемый остров» 11 месяцев, то есть 222 съемочных дня. Это серьезный временной отрезок.

Как вы думаете, что значит – год прожить с людьми? Это почти как в семье: когда люди, встретившись, решают быть вместе, и между ними выстраиваются отношения… Картина крепко объединяет людей. Ты попадаешь в четко организованный процесс. Где у тебя выработан «TIME», с конкретным распорядком дня, в котором ты должен успеть снять определенное количество сцен. Намечен график всех этапов производства, и после его завершения ты испытываешь нехватку этой организованной жизни. Все, что вне этого процесса, раздражает.

У меня в период съемок сутки делятся на два этапа: на работу и сон. Я включаюсь в этот процесс в тот момент, когда попадаю на площадку. Даже посмотреть телевизор или фильм не получается. То есть, это сделать практически невозможно. Потому что ты способен общаться только с близким кругом. Оператором, художником по гриму, вторым режиссером, художником. А вот до запуска картины я набираю фактуру, идеи, мысли, впечатления.

31
8 часов НОЯБРЬ 2011

СПРАВКА

БОНДАРЧУК ФЕДОР СЕРГЕЕВИЧ

Федор Бондарчук родился 9 мая 1967 г. в семье кинорежиссера и актера Сергея Бондарчука и актрисы Ирины Скобцевой. После школы служил в армии – в кавалерийском полку Таманской дивизии. В 1991 г. закончил ВГИК. Вместе со Степаном Михалковым организовал студию по производству музыкальных видеоклипов и рекламных роликов. В 1993 г. дебютировал в качестве режиссера, сняв фильм «Люблю». До недавнего времени Федор гораздо чаще снимался в кино, чем снимал. В 2005 г. вышел масштабный проект Бондарчука-режиссера – фильм об афганской войне «9 рота».

КОСМИЧЕСКИЕ МАСШТАБЫ

Во время съемок «Обитаемого острова» на площадке находилось одновременно от четырех до семи камер, цифровой плейбэк, с помощью которого можно без перемотки отсмотреть любой снятый материал, радиоуправляемый кран, стрела которого вылетает на 22 метра. Техники в два раза больше, чем было на съемках «9 роты».

Для фильма дизайнер Татьяна Мамедова разработала около 3000 костюмов. Аксессуары к ним создала знаменитая российская художница Катя Филиппова, один из костюмов - Прокурора (эту роль играет сам Федор Бондарчук) – расшит стразами от Сваровски. А Дмитрию Кириллову,

главному художнику по гриму, пришлось создавать образы мутантов, голованов и даже гримировать настоящих ирландских волкодавов. «Если на «9 роте» у меня было 180 кг грима, то сейчас 450, – рассказывает Кириллов, – плюс несколько ящиков упырей и аниматроника».

Уже после съемок кинопленку заливали по специальной технологии, чтобы добиться особых визуальных эффектов, например, в сценах видений главного героя. Почти 90% изображения будет обработано и дорисовано компьютером, потому что на экране должна быть инопланетная цивилизация.

8.Ч.: На «9 роте», судя по выбору «натуры», сама обстановка была близка к боевой… Вертолеты, взрывы… Или я ошибаюсь?

Ф.Б.: У нас были командиры, офицеры. Это были настоящие военные действия, которыми надо было руководить и жестко контролировать. Вертолеты летали, все взрывалось. Танки ездили. Потому что, не дай Бог, что-то случится, например, танк повернет не в ту сторону. Один неосторожный шаг, и могут погибнуть люди. Слава Богу,

32

все закончилось хорошо. В «9 роте», например, самыми рискованными были съемки эпизода «последний бой». На «Обираемом острове» все горело, взрывалось. Камеры у нас летели. Вообще кинематограф – вещь опасная, сложная.

8.Ч.: Я слышала, вы летали на вертолете, чтобы «9 роту» Владимиру Владимировичу Путину показать. Это правда?

Ф.Б.: Я действительно показывал картину Владимиру Владимировичу. И что она Путину пришлась по вкусу, об этом все каналы рассказали. Это не секрет. На вертолете мы действительно летали, недалеко от резиденции, когда снимали, остальное – легендирование.

8.Ч.: Правда ли, что ваш новый фильм, «Обитаемый остров», – это совершенно новый жанр для российского кино?

Ф.Б.: Это первый российский фильм в жанре scince-fiction epic. Он снят по одноименному роману братьев Стругацких, авторы сценария – Эдуард Володарский, Сергей и Марина Дяченко. В команде «Обитаемого острова» работало несколько сотен человек. Со дня появления книги прошло без малого сорок лет, в чем-то она утратила свою злободневность, но проблема границ человеческой свободы и сейчас актуальна не меньше, чем в прошлом веке.

«Пограничное состояние знакомо многим талантливым людям. Творческим в особенности. И мне интересно было сыграть некое состояние, когда человек – за шаг от суицида»

33
8 часов НОЯБРЬ 2011

«Заниматься творчеством для меня счастье. А съемки фильма – конкретная работа. Просто после ее окончания, образно говоря, наступает «похмельный синдром».

34

БОЛЬШОЕ КИНО – БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ

8.Ч.: Большое кино связано с большими деньгами. Есть риск, что картина может не окупиться… Ответственность перед инвесторами ведь и на вас ложится?

Ф.Б.: В этом проекте я – режиссер-постановщик. Как вы понимаете, это большая ответственность. Бюджет «Обитаемого острова» выше бюджета всех предшествующих лент в истории отечественного кинематографа – он составляет 36,5 млн долларов.

Я часто выступаю как сопродюсер своих картин, поэтому прекрасно отдаю себе отчет во всем. И бюджет «9 роты», 9 млн долларов, по тем временам – тоже сумма немалая... Кинематограф вообще находится в зоне рискованных инвестиций.

8.Ч.: А здоровьем не рискуете?

Ф.Б.: Здоровье нужно иметь богатырское, чтобы всем этим заниматься.

8.Ч.: Чем поддерживаете?

Ф.Б.: Езжу на велосипеде у себя на даче.

8.Ч.: А где вы, скажем, загораете? Вы летом – просто мулат.

Ф.Б.: В Форте-де-Марми и на даче, пока езжу на велосипеде.

8.Ч.: А что-нибудь еще дает разгрузку?

Ф.Б.: Сон. Я о личном, в общем, не рассказываю, и в принципе о том, чем занимаюсь на досуге, какие тренажеры использую… Это та часть моей жизни, которую предпочитаю оставить за кадром.

35
8 часов НОЯБРЬ 2011

8.Ч.: Понятно. А вам сложнее находиться в объективе, в качестве объекта драматургии, или за кадром, в качестве руководителя творческого процесса?

Ф.Б.: Конечно, не в кадре, а за кадром. Со стороны камеры. Но актерская кровь ведь играет, от генов никуда не денешься, потому соглашаюсь сниматься. Когда ты работаешь актером в своем же фильме, конечно, нужно как бы руководить самим собой. Но для этого собирается группа твоих единомышленников, которые понимают и знают процесс изнутри. У меня вторые режиссеры всегда крепкие и хорошие ассистенты. Вторым режиссером и на «9 роте», и на съемках «Обитаемого острова» был Резо Гигиенишвили. Сейчас он уже самостоятельный постановщик.

ГУСАРСКИЙ ПОСТУПОК

8.Ч.: Кстати, еще о том, что за кадром и в кадре. Помню, в прямом эфире вы встали на колено и признались в любви продюсеру. Такой поступок был жестом доброй воли или обязательным пиар-трюком?

Ф.Б.: Яцура – великий человек. Мы начали огромный проект на поле без кинематографа. Лена дождалась «9 роты». Это была одна из первых картин, которая побила рекорды 2005 года по прокату. И за это я встал перед Леной на колено. Это был мужской гусарский поступок.

8.Ч.: Возвращение в реальную, повседневную жизнь после съемок, это возвращение из небытия или, наоборот, вход в небытие? Или вся жизнь творческого человека – это какой-то придуманный, параллельный мир?

Ф.Б.: Если ты все время будешь существовать в придуманном мире, то сойдешь с ума. Заниматься творчеством для меня счастье. Это – моя жизнь. А съемки того или иного фильма – конкретная работа. Просто после ее окончания, образно говоря, наступает «похмельный синдром».

8.Ч.: Почему вы согласились сыграть такую мрачную роль в одной из новелл в фильме «Московские истории»?

Ф.Б.: Во-первых, я поклонник творчества Наны, во-вторых, я почитатель таланта Ираклия Квирикадзе, который эту историю придумал и записал. Заниматься творчеством для него – это жизнь. Для меня удовольствие работать с такими людьми. Ираклий мне предложил эту роль, и мне интересно было сыграть некое состояние, когда человек – за шаг от суицида…

8.Ч.: А как это сыграть? Наверное, нужно самому прочувствовать?

Ф.Б.: Пограничное состояние знакомо многим талантливым людям. Творческим в особенности. Копаться в себе я не хотел бы. У меня и без того жизнь общественная, открытая. Поэтому свои мысли на сей счет я оставлю при себе. А как это выглядит на экране – в фильме посмотрите.

36

На съемках фильма «Московские истории». Режиссер Нана Джорджадзе (на фото), сценарист Ираклий Квирикадзе, оператор Ламер Ахвледиани.

37
8 часов НОЯБРЬ 2011

8.Ч.: Скажите, пожалуйста, вы себе нравитесь в качестве телеведущего?

Ф.Б.: Это больше разговоры Федора Бондарчука со своими гостями. Мне вообще интересен кинематограф. И нравится общаться с коллегами, начиная с Тимура Бекмамбетова, заканчивая Егором Кончаловским.

ПЛОХ ТОТ РЕЖИССЕР, КОТОРЫЙ НЕ УМЕЕТ КЛИПЫ СНИМАТЬ

8.Ч.: А в частной жизни вы с этими людьми часто встречаетесь? Может быть, например, так: съемки закончены, и вы с Егором решаете поднять чарку-другую…

Ф.Б.: Практически невозможно…

8.Ч.: Значит, круг друзей очень узкий?

«Популярность дает тебе множество преимуществ. Но на каждый плюс есть свой минус. И в том числе – ограничения. В этом мире за все нужно платить»..

38

Ф.Б.: Крайне узкий, минимальный. Компаньонов – большой. Бизнес и товарищество – это раздельные составляющие моей жизни. Они где-то пересекаются, но редко.

8.Ч.: Ваши фильмы технологичны. Прежде чем перейти в большое кино, вы набили руку на этом как клипмейкер или проходили какое-то специальное обучение?

Ф.Б.: Люди, которые снимали рекламу и клипы, знают в два раза больше начинающих кинематографистов. Это огромная школа и хороший тонус. Я до сих пор снимаю клипы.

8.Ч.: Популярность имеет цену?

Ф.Б.: Конечно, получаешь множество преимуществ. Но на каждый плюс есть свой минус. И в том числе – ограничения. В этом мире за все нужно платить. Я, например, не могу просто так пройтись по Арбату.

8.Ч.: Зато, наверное, девушки с вами кокетничают?

Ф.Б.: А почему бы и нет? Что в этом плохого?

8.Ч.: Расслабляет?

Ф.Б.: О чем вы говорите?! Это такая же часть работы.

ЧЕСТНО ЗАРАБОТАННЫЕ ДИВИДЕНДЫ

8.Ч.: Ваша супруга однажды признавалась в телеэфире, что она может вам сказать: «Милый, я прилечу к тебе сегодня». Сесть на самолет и оказаться в любой части планеты. Это вами заработанные дивиденды?

Ф.Б.: Она уже девушка самостоятельная. Она главный редактор двух больших изданий. И действительно может сесть на самолет и прилететь в любую точку света. Так же как и я. Такой вот у нас совместный семейный труд.

8.Ч.: Ваш отец, Сергей Федорович, готовясь к фильму, прорисовывал буквально каждый кадр. Я видела эти альбомы…

Наверное, при современных технологиях это выглядит как-то иначе?

Ф.Б.: У меня тоже все раскадровано. Все фильмы вырисованы по каждому кадрику, и мной, и художниками. У меня «сториборд» на «9 роте» – можно отдельной книжкой выпустить. Папины записи собрала и организовывает мама.

8.Ч.: Еще такой вопрос: кто занимается организацией ваших талмудов?

Ф.Б.: Пока никто. В настоящее время они сами собой живут в моем кабинете…