|
Специалисты Центра электромагнитной безопасности утверждают: во время экспериментов по изучению магнитного поля промышленной частоты все животные пострадали. Но, прежде чем писать гринписовцам, учтите, что все остальное время от этого поля страдаете вы.
Елена Ракова
Плинтусный модуль Nootan от дизайнера Gilles Belley позволяет проложить электрические кабели, расположив их с учетом конфигурации стен.
– Раньше исследовалось только электрическое поле. Еще в 1984 г. были разработаны и утверждены нормативы, регламентирующие его интенсивность. А магнитную составляющую стали изучать сравнительно недавно, так как что-то не сходилось: вроде нормативы по интенсивности электрического поля соблюдаются, а судя по статистике, народ все равно болеет, – рассказывает Олег Григорьев, директор Центра электромагнитной безопасности, заведующий лабораторией неионизирующих излучений ФМБА, заместитель председателя Российского национального комитета неионизирующих излучений.
Магнитное поле вкупе с электрическим составляет электромагнитное поле – особый вид материи, который человек не видит, не слышит, не ощущает. То есть в целом организм, скажем, центральная нервная система, его воспринимает, но у человека нет органа чувств, который его идентифицирует и переводит в какие-то понятные образы, как, например, зрительный образ.
ВСЯКАЯ ЗАРАЗА ЛИПНЕТ
Оказывается, сейчас нередки случаи, когда электрическое поле в норме, а магнитное – повышенное, чем это нам грозит? Чтобы узнать ответ на данный вопрос, ученые Центра электромагнитной безопасности совместно с коллегами из НИИ медицины труда провели ряд экспериментов, в частности на крысах и мышах.
Накопленные на сегодняшний день в радиобиологии данные говорят о том, что магнитное поле промышленной частоты (МП ПЧ) может вызывать неблагоприятные изменения в организме человека, – говорит Антон Меркулов, руководитель испытательной лаборатории Центра электромагнитной безопасности.
веществ и,
следовательно, на эндокринную систему.
Для защиты от магнитного поля промышленной частоты 50 Гц могут применяться пассивные экранирующие устройства и контурные экраны. В домашних или офисных условиях их не используют, так как это очень затратное мероприятие. Экраны изготавливают из дорогих ферромагнитных сплавов, и, чтобы заэкранировать одну комнату, придется потратить 100–150 тыс. долларов.
НАМАГНИТИЛИСЬ
Проблема в том, что магнитное поле такой интенсивности, которое раньше существовало только в промышленности, сейчас может встречаться и в обычных бытовых условиях, и в офисах, – поясняет Олег Григорьев. – источником магнитного поля могут быть все потребляющие электроэнергию приборы (электроплиты, электронагреватели, холодильники, телевизоры), системы передачи и распределения электроэнергии (линии электропередачи, трансформаторные подстанции) и в особенности подходящие к электропотребителям провода и кабельные линии.
Попросту говоря, это вся система обеспечения электрическим током, которая от электростанций по линиям передач и затем по межэтажным перекрытиям домов и стен распределяется в наши розетки.
Но это лишь известные и прогнозируемые источники. А кроме них источником магнитного поля могут быть трубы отопления, водо- и газоснабжения, металлическая арматура здания. Эти источники наиболее коварны – по ним в более чем 80% московских зданий протекает электрический ток, которого там не должно быть.
Развитие цивилизации привело к тому, что источников токопотребления стало гораздо больше. Это и бытовая техника, и офисная. К тому же электрические сети стали намного сложнее.
Розетка Nootan от дизайнера Gilles Belley с подключенным прибором подсвечивается мягким светом – так вы никогда не забудете выключить утюг.
Раньше была просто розетка, и все. А сейчас делают сложную проводку, потому что нужно подключать большее количество техники, нужно больше розеток.
В прошлом году были введены в действие нормы, которые регламентируют показатели интенсивности магнитного поля (ГН 2.1.8/2.2.4.2262-07), и при строительстве зданий они должны соблюдаться. Но когда, например, при реконструкции старого здания, прокладывают новые сети, то возникает много технических дефектов. И не последнюю роль в этом играет человеческий фактор. Факт: у нас стало больше неграмотных электриков. Или они могут работать небрежно, зацепить кабель на арматуру корпуса здания или на трубы, что приводит к возникновению так называемых дисбалансов токов.
Бывает, что мастера просто не очень хорошо представляют себе схему коммуникаций, которые были проложены 30 или 50 лет назад. И вот поверх тех коммуникаций лепят новые. Эти кабели где-то пересекаются, где-то стыкуются, где-то накладываются, где-то замыкают. И получается очень мощный источник магнитного поля.
Вот, например, случай из нашей практики. Монтируют освещение на потолке: фазу ведут с одной стены, ноль – с другой. Получается рамка, внутри которой, то есть прямо в комнате, находится точка максимальной концентрации силовых
линий магнитного поля. Это, конечно, просчеты рабочего: человек, который хоть немного разбирается в электрике, так бы никогда не сделал.
В итоге сегодня сложилась такая ситуация, что из-за увеличения количества электромагнитных источников и фона от них люди, которые не имеют никакого отношения к электротехнической промышленности, могут находиться в таких же условиях облучения, как работники электростанций и подстанций.
Когда человек профессионально связан с электромагнитными полями, он, во-первых, при приеме на работу отбирается по медицинским показателям, а во-вторых, каждый год, по приказу Минздравсоцразвития, проходит медицинскую комиссию, его специалист смотрит по перечню конкретных заболеваний. То есть присутствует определенный уровень профилактики и защиты здоровья. А здоровье обычного человека никто не контролирует, кроме него самого, и он может даже не знать, что подвергается таким же вредным воздействиям, как профессионал.
НАЙТИ...
Обнаружить повышенное магнитное поле не так-то просто, потому что его источники, современные электросети, имеют сложную пространственно-временную конфигурацию.
Это означает, что магнитное поле может по времени возникать спонтанно, например, при включении радиоприемника или телевизора, и может быть локализовано на сравнительно небольшой площади, – поясняет Олег Григорьев. – Мы как раз столкнулись с такой ситуацией в только что отремонтированной квартире. В ней спальня имела смежную стену с коридором. И кровать жены находилась как раз у этой стены. Измерения показали большой уровень магнитного поля, причем локальный – только на кровати жены, на кровати мужа все
Энергосберегающие адаптеры Energy Saving Adaptor от дизайнера Gilles Belley. На каждом отсеке есть розетка, вокруг которой можно накрутить кабель, чтобы уменьшить его длину. Рисунки на отсеках оповещают пользователя о количестве энергии, расходуемой именно на этой розетке, – вы можете контролировать мощность подключенных приборов, и, если один из них длительное время бездействует, адаптер оповестит вас об этом. Если же в течение трех минут пользователь не выключает неработающий прибор, то адаптер автоматически отключает прибор из сети.
в порядке. Стали искать, и выяснилось, что в коридоре находится источник бесперебойного питания для охранной сигнализации квартиры. А он сам по себе скрытый, включается неизвестно когда, и локальное поле возникает на каких-то 3–4 квадратных метрах, а дальше уже ничего нет. Вот вам и сложная пространственная конфигурация. И попробуй наткнись на эти 4 метра. А они туда умудрились поставить кровать.
...И ОБЕЗВРЕДИТЬ
Наиболее эффективным и практически единственным способом защиты от магнитного поля промышленной частоты для людей в бытовых условиях является защита временем и расстоянием. То есть стараться держаться подальше от источников магнитного поля или проводить возле них как можно меньше времени.
Например, в нашем случае можно поставить к опасной стене не кровать, а шкаф с «антикризисным» запасом крупы и консервов, к которому вы будете реже подходить, – советует Олег Григорьев.
А чтобы знать, где поставить шкаф и куда следует реже подходить, нужно составить карты магнитного поля в помещении или рабочей зоне. Ведь поле может быть не только возле стен.
Короб с проводами Cable Box – идея дизайнеров из компании BlueLounge. Может, на первый взгляд эта вещь и не выглядит слишком уж дизайнерской, но, согласитесь, аккуратная белая коробка гораздо лучше, чем клубок спутанных
черных проводов. В коробке находится удлинитель с шестью розетками. Дизайнер полагает, что это оптимальное число. Подключив необходимые шнуры, мы накрываем все это безобразие крышкой, и вуаля – бардак исчез!
ДЕТЕКТОР ПОЛЯ
О том, что у вас в офисе или дома высокий уровень магнитного поля, вы можете узнать… по телевизору. Или любому другому прибору с электронно-лучевой трубкой (жидкокристаллический монитор не подойдет). Если изображение на экране искажается (плывет, дрожит или прыгает, на экране возникают цветные пятна), то можно с уверенностью говорить о «магнитной аномалии».
А если вы хотите провести серьезные измерения, то обращайтесь к профессионалам. Потому что для этого нужна специализированная дорогостоящая техника. Приборы для измерения магнитного поля промышленной частоты есть в Центрах гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, в НИИ медицины труда РАМН, в Федеральном медицинском биофизическом центре ФМБА России.
Несмотря на уже введенные нормативные ограничения, вопрос об абсолютно безопасном уровне магнитного поля промышленной частоты все еще остается предметом научной дискуссии, – говорит Олег Григорьев. – Так как отдаленные последствия продолжительного воздействия магнитного поля малой интенсивности недостаточно изучены. Возможно накапливание биологического эффекта в условиях его длительного многолетнего воздействия.
Изрезанный проводами ковер придумала дизайнер Britta Boehne. С одной стороны, она пыталась оригинально решить проблему всевозможных кабелей, путающихся под ногами в напичканном всевозможной техникой доме. С другой стороны, валяться на таком ковре специалисты по электромагнитным излучениям настойчиво не рекомендуют.
Скажем, если у вас под полом находится трансформаторная подстанция, что тоже встречается, то как раз по центру комнаты у вас будут стоять трансформаторы, и поле там будет больше, – говорит Олег Григорьев. - Составление карт уже является общемировой практикой для компаний и предприятий. Такая карта наглядно помогает выбрать оптимальное расположение рабочих мест и сэкономить деньги на последующее лечение людей.
Руководителям, пока не достигшим такой степени просветления и сознательности, чтобы провести картирование помещений, Олег Григорьев советует не размещать рабочие места вблизи явных источников магнитного поля (кабельные линии, распределительные шкафы, трансформаторные подстанции, мощные электрические обогреватели и т. п.). Расстояние до них должно быть как минимум 2 метра.
Международное агентство по изучению рака (IARC) классифицировало МП ПЧ как «возможный канцероген» при продолжительном воздействии 0,3–0,4 мкТл. В помещениях, где уровень МП превышает это значение, количество детей, больных лейкемией, увеличивается вдвое. Исходя из ситуации научной неопределенности и принципа разумной предосторожности, ВОЗ рекомендует строить новые воздушные линии электропередач вне территорий жилой застройки.