Главная / Журнал / 2011 ДЕКАБРЬ / Трясина на колесах
5
8 часов ДЕКАБРЬ 2011
трясина на КОЛЕСАХ

Наших бизнесменов всегда от чего-то трясет: от очередного «шедеврального» закона, от визита в налоговую, от мороза на улице, в конце концов. Но чаще всего трясет в собственном автомобиле, который для многих стал «офисом на колесах». Виной всему – вибрация. Малозаметное, казалось бы, явление, однако оно может стать настоящим потрясением для организма.

Вадим Владимиров

6

Частота – число периодов изменения физической величины в единицу времени. Частота измеряется в герцах (Гц) и килогерцах (1 кГц=1000 Гц). 1 Гц – частота, при которой за 1 секунду происходит 1 колебание.

Вибрация (от лат. vibratio – колебания) – механические колебания, сопровождающие работу практически любого механизма. Несмотря на свой кажущийся безобидным характер, она представляет собой серьезную опасность для человека, как прямого, так и косвенного рода.

Прямая угроза вибрации заключается в том, что она элементарно мешает управлению автомобилем. В первую очередь, это касается наблюдения за дорожной ситуацией в зеркалах заднего вида. В этом году была проведена специальная техническая проверка зеркал заднего вида, которые используют команды «Формулы-1». От каждой команды был приглашен один пилот, которому необходимо было прочитать сообщение на плакате, размещенном в 10 м позади машины. Причиной проверки стали отнюдь не проблемы со зрением, а жалобы пилотов на то, что на некоторых

гоночных автомобилях обзор затруднен вследствие заметной вибрации.

СОТРЯСЕНИЕ МОЗГА И ВСЕГО ОСТАЛЬНОГО

Если эту опасность можно хотя бы увидеть в зеркале, то гораздо страшнее скрытое воздействие вибрации на организм. Нет-нет, руки от нее не трясутся, причина совсем в другом. Сам организм буквально перетряхивает: водитель и пассажиры воспринимают вибрацию через опорную поверхность (от пола, сидений), через руки (от руля, рычага переключения передач, подлокотников). Особенно опасна вибрация при частотах, совпадающих или близких к резонансным частотам различных органов тела человека. При их совпадении нарушается жизнедеятельность этих органов, а при длительном

7
8 часов ДЕКАБРЬ 2011

действии вибрации возможно появление хронических заболеваний.

Наиболее опасная частота общей вибрации – 6-9 Гц, поскольку она совпадает с собственной частотой колебаний внутренних органов человека. Входящие в резонанс органы нередко вызывают болезненные ощущения, связанные, в частности, с растягиванием соединительных тканей.

В медицине существует теория так называемой «музыки тела». Один из ее основоположников, английский доктор-остеопат Питер Гай Мэннерс, считает, что болезни в человеческом теле возникают вследствие нарушения гармонического баланса в общей вибрации организма, которую составляют отдельные вибрации всех взаимозависимых органов, тканей, клеток и молекул.

Получается, что человеческое тело – это своего рода «музыкальное произведение», состоящее из октав, тонов и тембров. И эта теория вполне подходит для объяснения того, какой именно части тела соответствует «поп-музыка».

ВСТРЯСКА ДЛЯ ВИБРАЦИИ

Основная причина вибраций автомобиля кроется в самом автомобиле: чаще всего, это разбалансированные колеса.

Однако на практике практически любая деталь «железного коня» может привести к тряске: двигатель, тормозные диски, выхлопная система, карданный вал и прочие механизмы способны вытрясти всю душу и немало денег. Но может

случиться и так, что и после произведенного ремонта ситуация не только не улучшится, а даже ухудшится. Виной тому – контрафактные детали, низкий уровень квалификации работников автосервисов и традиционная российская безалаберность.

  • Помните, что без специальных приборов корректно определить превышение допустимого уровня вибрации невозможно. Поэтому следует проводить все необходимые операции только на специально укомплектованных станциях, а не на придорожных станциях техобслуживания, даже если там и работают сразу сто ваших проверенных друзей.
  • Неплохие результаты дает использование дополнительных виброизоляционных материалов, например, американских фирм Dynamat, Noise Killer, Cascade. Эти материалы подходят для любого автомобиля – покупаете рулон, банку клея или аэрозоль
8

В положении сидя вибрация воздействует на ноги, предплечья и ягодицы. Опасность исходит прежде всего от пола и водительского кресла.

Вибрация измеряется относительно трех осей – X,Y,Z.

Максимальный уровень вибрации вы можете получить через руль автомобиля.

и наносите там, где это необходимо.

  • Более радикальный способ – сменить автомобиль, особенно если у вас отечественная модель. Традиционно иностранные производители больше пекутся о комфорте водителей и пассажиров. Например, одна из самых современных в мире лабораторий для замеров шумов и вибраций создана американской компанией General Motors. Комплекс площадью 350 тыс. кв. футов, расположенный на полигоне в штате Мичиган, предоставляет широкий спектр возможностей по всем аспектам виброакустических испытаний.
  • Сегодня среди автопроизво-
    дителей становится нормой заботиться об отсутствии потрясений для покупателей. Так, в новейших моделях все чаще устанавливаются эргономичные сиденья, которые хорошо поглощают вибрацию и равномерно распределяют давление на спину.
  • Если не хотите, чтоб «внутренние органы» сыграли вам похоронный марш, точно не стоит приобретать гоночные автомобили. Уровень вибрации в них, как правило,

наивысший. Одна из скоростных моделей Pontiac так и называется: Vibe (дословный перевод – «вибрация»).

Уровень «машинотрясения» зависит не только от самого автомобиля, но и от дорожного покрытия. Или даже… от трамвайных путей. Подсчитано, что на 100 м трамвайных рельсов в Москве приходится 218 поперечных швов между бетонными плитами. Правда, постепенно их модернизируют, укладывая на переездах более комфортные для проезда резиновые панели.

Одновременно с устранением старых, появляются новые причины для вибрации. Во многих российских городах активно внедряется пластиковая разметка, более долговечная, но не соответствующая уровню асфальтового покрытия. В дополнение к разметке пешеходного перехода на проезжей части наносятся шумовые линии в виде полос из термопластика, – они создают на дороге эффект стиральной доски,

9
8 часов ДЕКАБРЬ 2011

ЗАКОЛЕБАЛИ

«Так же, как и для радиации, загазованности и запыленности воздуха, в отношении вибрации установлен предельный порог безопасности, – объясняет кандидат технических наук Альберт Захезин. – Но о ее вредном влиянии люди плохо информированы. Вибрация – это поток энергии, который приходит к нам и «разряжается» в человеческом теле. И по сути, будь то радиация или вибрация – для здоровья все едино, когда превышены санитарные нормы».

Оказывается, существует прямая зависимость между динамическими нагрузками, которым мы подвергаемся в автомобиле, и нашим самочувствием. Даже легкая «тряска» вызывает жалобы на усталость, головные боли, боль в пояснице, а у слабого пола провоцирует «женские» болезни. В процессе наблюдений за профессиональными водителями появилась такая статистика: после 1–9 лет трудового стажа вибрация вызывает весь вышеперечисленный «букет» недугов у 13% работников, после 10 лет – у 14%.



предупреждая таким образом о приближении к переходу и необходимости снизить скорость.

НЕ ДО ЖИРУ

Вместе с тем вибрация может приносить не только вред, но и пользу, причем даже там, где и предположить невозможно!

Недавно в США был проведен опыт над мышами. Директор Центра биотехнологии Государственного университета Нью-Йорка доктор Клинтон Рубин помещал любителей бесплатного сыра на платформу, колеблющуюся с низкой частотой.

Мыши проводили на качающейся платформе по 15 минут в день.

Через 15 недель таких «тренировок» грызуны окрепли и закалились, кости их наросли и стали более мощными, а количество жира уменьшилось на 27%. В чем подвох?

Известно, что, например, у профессиональных теннисистов в кисти руки на 35% процентов больше костной ткани, чем у обычных людей.

Клинтон Рубин сначала пытался объяснить образование дополнительной костной ткани физическими нагрузками. После нескольких лет научных изысканий он, наконец, пришел к выводу, что на рост костей влияют вибрации.

10

В связи со строительством метрополитенов в крупных городах проблема вибрации в жилых зданиях приобрела особую актуальность. Опыт эксплуатации подземных поездов показал, что вибрация проникает в близлежащие жилые здания в радиусе до 40–70 м по обе стороны от тоннеля, вызывая беспокойство жильцов, которые жалуются на плохое самочувствие.

Ученый предположил, что когда мускулы дрожат при сокращении, они образуют более тесный контакт со скелетом. Значит, дрожание является определенным стимулирующим сигналом для роста костей. Это открытие имеет важное значение: известно, что люди, начиная c 35-летнего возраста, в течение 10 лет теряют 2% костных тканей. Таким образом, можно предположить, что подвергаясь автомобильной вибрации, мы укрепляем свой скелет. А, апеллируя к теории «музыки тела», можно предположить также, что в этот момент косточки на самом деле «не ноют», а поют!

Наконец, использовать вибрацию можно и по принципу «клин клином вышибают». С одной стороны, именно она приводит к утомляемости и засыпанию водителя за рулем; с другой, с помощью вибрации можно со сном бороться. Разработанная немцами система DAS (Driver Attention System) представляет собой миниатюрную инфракрасную видеокамеру, которая регистрирует на частоту моргания глаз водителя и направление его взгляда. Информация поступает в компьютер, где после обработки делается вывод о степени усталости человека за рулем. Если выводы недремлющего ока неутешительны,

то компьютер даст сигнал сидению и оно «разбудит» водителя усиленной вибрацией.

Какие бы блага для нашего скелета ни несла вибрация, все же это опасный враг. Он подкрадывается незаметно и действует «из-за спины». Из энергичного и полного сил человека со временем вибрация способна сделать трясущегося неврастеника, которого увозят уже не на собственном автомобиле, а на карете скорой помощи. И чем раньше вы об этом задумаетесь, тем больше шансов, что трясина не засосет окончательно.

Американские специалисты полагают, что хуже всего позаботились о здоровье водителя конструкторы сидений немецких и американских автомобилей. Наиболее эргономически хорошо устроено водительское место у японских и шведских машин.