|
В древнем корякском предании рассказывается, что однажды, в стародавние времена, дети играли с собакой и привязали к ней деревянный горшок. «А, – сказали люди, – так она может везти!» – и запрягли собаку в сани. С тех пор много снега нападало, и сегодня езда на собачьих упряжках превратилась в популярнейший вид спорта.
Ольга Калинина
Ученые считают, что наши предки стали ездить на собаках даже раньше, чем на оленях. Произошло это, скорее всего, несколько тысячелетий назад на северо-востоке Азии, там, где находятся современные Якутия, Чукотка и Камчатка. Подтверждает их мнение находка, сделанная в начале 90-х годов на острове Жохова. Там были обнаружены остатки нарт, собачьи упряжи и хорошо сохранившиеся кости собак. Исследование показало, что возраст раритетов 7800-8000 лет.
Освоение человеком Арктики и множество географических открытий на крайнем севере вряд ли были бы возможны без ездовых собак. Оба полюса Земли покорены экспедициями,
передвигавшимися на собачьих упряжках: в 1909 г. Роберт Эдвин Пири достиг Северного полюса, а Руаль Амундсен в 1911 г. водрузил флаг Норвегии на Южном полюсе. Знаменательно, что Амундсен прошел на собаках в тяжелейших условиях Антарктиды 2980 км за 99 дней.
В России, начиная с 18 века, когда состоялась Великая северная экспедиция Петра I, ни одна северная, особенно арктическая, научная экспедиция не обходилась без «четвероногого» транспорта.
Самое большое в истории человечества путешествие на собаках совершил Кнуд Расмуесен. Датский этнограф со своими спутниками прошел 18 тысяч километров от Гудзонова залива до Чукотского полуострова и, вспоминая этот «Великий санный путь», написал: «Меня охватывает горячее чувство благодарности нашим терпеливым, неприхотливым собакам. Мы трудились, выбивались из сил с ними заодно, работали дружно, как только могут работать живые существа, помогая друг другу...»
Наиболее легкая и безопасная дисциплина в ездовом виде спорта – скиджоринг (skijoring races), или буксировка лыжника. Он показан практически всем, потому что в этом виде нагрузка на суставы минимальная.
Во время обычных пробежек с собакой человек быстрей устает, да и суставы могут пострадать.
А самой экстремальной и травмоопасной считается сцепка велосипедиста и собаки.
ЛЕЧЕНИЕ С РАЗВЛЕЧЕНИЕМ
Заниматься «собачьим» видом спорта никогда не поздно. Стать успешным гонщиком может даже спортсмен в возрасте. Ведь даже если физическая форма может подкачать, то опыт никогда не подведет, и многие выигрывают соревнования в 40–45 лет. Не редкость участие в марафонских гонках гонщиков в возрасте 50–60, а иногда и людей постарше.
Подходит езда на упряжках и для детей, в том числе с ограниченными возможностями, психическими отклонениями, легкими формами ДЦП. Это не только укрепляет здоровье ребенка, но и воспитывает доброту и чуткое отношение к животным, к природе и к окружающему миру.
Что касается офисных работников, страдающих, в основном, из-за гиподинамии, избыточного веса и проблем с давлением,
КРАТКИЙ ТОЛЬКОВЫЙ СЛОВАРЬ ГОНОК НА СОБАЧЬИХ УПРЯЖКАХ
Каюры (drivers) – спортсмены, соревнующиеся на нартах по снежной трассе или на колесных тележках по грунтовой трассе.
Лыжники (skiers) – бегут на лыжах за собакой; на грунтовой трассе им соответствуют бегуны (runners).
Гонки на санях (sled races) – перемещение по снежной трассе нарт или тоббогана с гонщиком.
Лыжные гонки (ski races) – буксировка собакой гонщика на лыжах. Они делятся на 2 типа:
Пулка (ski-pulka races) – cобака или собаки буксируют нарты-контейнер (они, собственно, и называются пулка) с грузом. Гонщик буксируется за пулкой, будучи связан с ней амортизационным шнуром.
Буксировка лыжника (skijoring races) – лыжник связан с собакой или собаками амортизационным шнуром.
Гонки на колесных экипажах (rig races) – соревнования по грунтовой трассе на различных экипажах. В зависимости от типа экипажа различают:
Гонки на картах (cart races) – гонки на трех- или четырехколесных тележках, называемых картами.
Байк-гонки (bike races) – гонки на двухколесных экипажах – велосипедах или скутерах (гоночный велосипед).
этот вид «выездки» помогает избавиться от недугов не хуже занятий фитнесом. «Людям, ведущим сидячий образ жизни, аэробная нагрузка на свежем воздухе, когда пульс доходит до 170 ударов в минуту, полезна вдвойне, – рассказывает Сергей Собов, тренер по ездовому спорту. – Во-первых, при регулярных занятиях капиллярная сеть увеличивается в среднем на 30%, и все показатели сердечно-сосудистой и дыхательной системы улучшаются. Благодаря этому нормализуется давление и обмен веществ в организме. Во-вторых, из-за повышенных энергозатрат люди быстро и без особых хлопот сбрасывают лишний вес».
Собачьи гонки – исконно русское занятие. Те же хаски – это собаки наших чукчей. Самоедская собака тоже родом из России. В свое время советская власть не одобряла ездовой спорт, так что породистые собаки у нас постепенно перевелись. К счастью, хаски сохранились в Америке и Канаде; самоедов культивировали англичане; и вот теперь они возвращаются домой. Правда, сначала им пришлось завоевать весь мир – гонки на собачьих упряжках проводятся теперь не только в Америке, Канаде и Скандинавии, но и в таких неснежных странах, как Италия, Испания, Новая Зеландия, Франция, Япония.
Плюс к этому происходит разностороннее развитие всех физических способностей человека – силы, гибкости, выносливости, координации. «Это только кажется, что собака везет, а человек прохлаждается. На самом деле управлять упряжкой довольно сложно. Необходимо уметь держать равновесие, особенно на поворотах. А на подъемах приходится помогать собакам, отталкиваясь одной ногой, как на самокате», – добавляет Ирина Громова, координатор состязаний Всероссийской ассоциации ездового спорта.
НАРТЫ-ТЯЖЕЛОВОЗЫ
В северных регионах России собачьими упряжками издавна пользовались государственные службы, включая пограничные войска, почтовую службу и научные экспедиции. Есть данные, что на Камчатке в 1937 г. работали 50700 собак в 4500 упряжках. По словам ученых-этнографов, средняя скорость собачьего транспорта по бездорожью на длинных дистанциях составляла до 10
В России катаются, в основном, на сибирских хаски, небольших голубоглазых собаках, очень дружелюбных, общительных и умных. Бояться их невозможно. Этой породе уже более трех тысяч лет, и это одна из немногих пород, которые никогда не проявляют агрессии по отношению к человеку. Научиться искусству каюра можно во многих регионах, где есть снег и питомники, разводящие этих удивительных псов. В некоторых местах это развлечение можно совместить и с подледной рыбалкой, и с охотой, особенно если вы планируете провести отпуск в Карелии, на Камчатке или на Байкале.
км/ч, на трассах зимних дорог – до 15–17 км/ч. Легковая нарта могла пройти 250 км за 15 часов и 750 км – за трое суток. По хорошей дороге упряжка из 12–14 собак неограниченно долго везла до одной тонны груза!
В отличие от народов Северной Америки, у которых езда на собаках осталась на примитивном уровне, коренные народы и русские старожилы Севера, Сибири
и Дальнего Востока России добились в этом деле больших успехов. Амундсен, побывав в 1920 г. на Колыме, писал: «…в езде на собаках эти русские и чукчи стоят выше всех, кого мне приходилось видеть». Наше особое достижение – северо-восточная нарта, называемая в народе колымской, или чукотской. Легкая, собранная без единого гвоздя, только на ременных связях-амортизаторах, она лучше всех других конструкций пригодна для езды по неровной заснеженной местности.
ГЛАВНЫЙ В СТАЕ
На первый взгляд кажется, что собачьей упряжкой управляет человек. В реальности, взаимодействовать со стаей собак можно только через их вожака. Он один умеет наилучшим образом выбрать дорогу, провести упряжку по тонкому льду, сориентироваться в пургу. Старший организует работу всех собак упряжки, бдительно следит, чтобы они бежали в полную силу и подчинялись хозяину. Причем, сам вожак не обязан быть тягловой силой – его задача заставить упряжку работать даже тогда, когда собаки уже устали. Люди опытные говорят, что некоторые вожаки вполне по-человечески не терпят лентяев и, как только представляется возможность, жестоко наказывают их.
Выбор вожака – дело непростое,
и у каждого народа есть свои способы. На юге Чукотки «главнокомандующего» определяют, когда щенки еще слепые. Их помещают в глубокий таз, куда брошена шкура. По ней щенки выбираются на край и начинают ходить по нему. Один за другим малыши сваливаются, но бывает, что остаются несколько, которые долго и уверенно ходят по краю. Такие собаки, став взрослыми, хорошо чувствуют пространство и даже в темноте не поведут нарту по снежному надуву, под которым пустота.
УШИ, ЛАПЫ И ХВОСТЫ
Чтобы покататься на собачьих упряжках, совсем необязательно ехать заграницу. В поселке Рыбное Дмитровского района можно провести незабываемые выходные в компании сибирских хаски.
С таким же успехом осуществить эту задумку можно и в подмосковном питомнике Акулова гора.
Представьте себе: морозную тишину разрывает вой рвущихся вперед снежных собак, а когда упряжка стартует, спина прижимается к сиденью словно в гоночном автомобиле. Ветер, снег летит в лицо, дух захватывает, а впереди мелькают десятки лап и хвостов... Что еще нужно для настоящего зимнего отдыха?
Любители перемещаться на дальние расстояния могут поехать в Байкальский центр ездового спорта. Там вам предложат несколько вариантов туров от 4
Ездовым собакам нравится бегать. Им не терпится в путь, они буквально роют землю, сверкают глазами и лают, вернее, произносят что-то вроде «ай-ай-ай!» И с этим почти человеческим восклицанием срываются с места... А если чувствуют, что перед ними прошла другая упряжка, то по собственной инициативе прибавляют ход – им ужасно хочется всех догнать и перегнать, это у них в крови.
до 14 дней. Вы изъездите озеро вдоль и поперек, научитесь управляться с упряжкой, понимать «с полугава» вожака стаи и при желании сделаете из своего ребенка гонщика: в Центре работает школа, которая принимает детей от 12 лет.
А окунуться в традиции и культуру народов русского Севера можно в заповедниках Центральной Карелии. Организаторы подобных туров предлагают туристам одновременно познакомиться с зимними Кижами и освоить профессию каюра.
СКОЛЬКО СОБАК В ЮККАСЪЯРВИ
Если непременно хочется заграничного отдыха, то держите курс на Швецию.
Начать стоит с Юккасъярви – шведского города, где количество собак превышает количество людей. Виды туров весьма разнообразны, начиная от катания по кругу и заканчивая многодневными экспедициями по «нехоженым землям».
Обычно на крупных шведских зимних курортах предлагают длинные и короткие туры на ездовых собаках в лесной зоне или с подъемом в горы. Бывают и программы, когда вас встречают на собачьей упряжке прямо в аэропорту.
Тем, кто мечтает о настоящих приключениях с большой буквы «П», можно посоветовать съездить в Финляндию, Норвегию и Гренландию. Там вы узнаете, что такое истинно экстремальный отдых. Тур длится около трех недель, поэтому вы должны быть готовы к автономному существованию вдали от цивилизации, и, разумеется, быть физически подготовленным к многочасовым переходам.
В Италии и Германии вам предложат курс в школе ездового спорта и научат, в теории и на практике, не только управлять упряжкой, но и заботиться о четвероногих
«моторах» – например, убирать вольеры, вычищать собачьи миски, облагораживать подстилки в будках.
Люди, выросшие на Джеке Лондоне, наверняка предпочтут популярным курортам белое безмолвие Аляски. Там вы узнаете все о местных питомниках, послушаете рассказы заводчиков об истории пород ездовых собак, пообщаетесь с четвероногими друзьями, а после этого вас ждет экскурсия, для начала полуторачасовая. А потом… вам предложат пройти часть маршрута протяженностью 50–100 км известной гонки «Trail Iditarod» вслед за гонщиками.