Главная / Журнал / 2012 ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ / Занюханые автомобили
5
8 часов ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2012
занюханые АВТОМОБИЛИ

Современному человеку автомобиль нужен как воздух и даже больше, ведь из любви к «железным коням» мы давно уже променяли его на смог. Хотя еще в древние времена были популярны «аэрарии» – открытые площадки, где собирались люди, желающие оздоровиться под воздействием свежей атмосферы. Они понимали, что воздух вне всяких зданий несравненно лучше влияет на человека, чем его «собрат» внутри помещений. Однако даже «спертый» воздух в четырех стенах покажется свежей струей по сравнению с тем, чем вы дышите в автомобиле: вредные химические соединения, пыль… Здесь есть все, кроме чистого воздуха.

Вадим Владимиров

Исследования ученых Университета Южной Калифорнии показали, что грязный воздух особенно угрожает людям, передвигающимся в автомобиле. Например, каждый житель Лос-Анджелеса, владеющий автомобилем, ежедневно проводит за рулем около полутора часов. За это время он успевает вдохнуть 33–45% допустимой суточной «нормы» опасных субстанций, получаемых в процессе дыхания. Авторы исследования утверждают, что если

6

Автомобиль – это транспортное средство, помогающее людям опаздывать на работу.

человек не курит и ведет здоровый образ жизни, то именно пребывание в дороге и является самым опасным для здоровья периодом времени. Заметим, что в московских пробках дорога на работу и обратно занимает порой значительно больше времени.

«Ну, и глупые эти американцы», – подумает кто-то. Ведь чтобы избавиться от «запаха улиц» достаточно поплотнее закрыть окна и… задохнуться окончательно! Особенно в том случае, если у вас новый автомобиль. По словам экспертов из американской организации «Экологический центр», знаменитый «аромат новой машины» содержит в себе целый ряд вредных веществ. В некоторых моделях воздух в салоне насыщен парами клея, красок, винила, пластика.

7
8 часов ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2012

2130-й год. Заканчивается строительство 28-го транспортного кольца МКАД, которое проходит через Владивосток, Мурманск и Астрахань. Это, наконец, позволит разгрузить основные автомагистрали столицы.

Они способны вызывать головокружения, тошноту, слабость и аллергические реакции.

Например, обивку сидений и салона обычно пропитывают специальными составами, которые замедляют горение, – и их составляющие тоже испаряются в атмосферу. Американские производители часто включают в препараты полибромированные дифенилэфиры. Некоторые из этих химических соединений запрещены к использованию в европейских странах.

Но даже если всем «новоделам» вы предпочитаете ретро-модели, все равно внутри вас ждут пыль, бактерии, тополиный пух и много чего еще, что способно не только испортить воздух, но и разрушить здоровье.

8

ПОЛИЦЕЙСКИЕ ПОД ПРИЦЕЛОМ

Так, крошечные частицы загрязнений в воздухе, меньше 0,1 толщины человеческого волоса, могут вызывать свертывание крови и образование тромбов. К такому выводу пришли, вы угадали, тоже американские исследователи. Это объясняет, почему загрязнение воздуха приводит к увеличению числа сердечных приступов.

Доктор Гохан Матлу из Северо-Западного университета в Чикаго, изучающий действие загрязненного воздуха на мышей, говорит: «Теперь мы наверняка знаем, что воспалительные процессы в легких, вызванные воздушными загрязнителями, приводят к сердечно-сосудистым заболеваниям, чреватым летальным исходом».

Опыты, поставленные на мышах, нашли подтверждение и в ходе экспериментов над… полицейскими! Роберт Делвин из американского Агентства по защите окружающей среды и его коллеги следили за «копами», патрулировавшими дорогу в вечернее время.

В течение четырех дней исследователи измеряли уровень загрязнения в полицейских машинах, а на следующее утро проверяли состояние сердца служителей порядка.

Ученые выяснили, что крошечные углеродные частицы, содержащиеся в автомобильных выхлопах и проникающие внутрь автомобиля, могут вмешиваться в работу сердца водителя. Чем большее количество этих частиц получил полицейский за свою девятичасовую вахту, тем чаще у него возникала аритмия и повышался уровень тромбоцитов.

«НОС-ДРАЙВ»

Любые средства «профилактики» могут оказаться неэффективными, если основной источник «ароматов» – салон вашего автомобиля.

Проблема в том, что подавляющее большинство производителей авто не указывают полный состав материалов и красок, поэтому «сюрпризов» бывает много: в отделке и наполнителе сидений может обнаружиться фенол; ароматические углеводороды, ксилол и толуол, будут испаряться от лакокрасочных материалов, ароматические соединения – от искусственной кожи салона, альдегиды, амины, ацетон, хлориды – от синтетических тканей.

Чтобы не задохнуться во всем этом разнообразии, «держите нос по ветру» еще на стадии покупки: желательно посидеть в закрытой машине с включенным и выключенным двигателем, потом проветрить салон и заметить, за какое время снова появится характерный запах.

Если всего через 15–20 минут после проветривания он опять станет достаточно сильным, то, скорее всего, для отделки применялись не самые лучшие материалы.

9
8 часов ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2012

НЕ ЧИХАЙТЕ НА ДТП

Возможно, кто-то и считает работу полицейского или таксиста «непыльной», но на самом деле у них, как и в жизни любого автовладельца, чего-чего, а пыли точно хватает! На первый взгляд, эти невидимые частицы менее опасны, чем выхлопные газы, однако в реальности организм ежедневно «заглатывает» огромное количество пыли. За сутки человек вдыхает до 12 тысяч литров воздуха, в одном литре которого содержится до 500 тысяч пылинок. Однако природой предусмотрена и работа по его очистке. Волнообразные движения ресничек, которыми покрыты все дыхательные пути, выводят наружу микрочастицы. В этом им помогает кашель и отхаркивание, но в случае сильного запыления этого бывает недостаточно. Пылинки размером более 5 микрон, оседают в легких и нарушают обогащение крови кислородом, что отражается на любой деятельности.

В группе особого риска – водители машин и их пассажиры. Группа ученых из Имперского колледжа в Лондоне исследовала пять способов перемещения по городу: пешком, на велосипеде, на машине, на автобусе и на такси. В каждом случае была замерена концентрация вредных микрочастиц в воздухе, окружающем человека.

Оказалось, что во время езды на такси концентрация наночастиц на кубический сантиметр воздуха вокруг пассажира превышает 100 000. Во время поездки на автобусе их число чуть меньше. До 80 000 частиц окружает водителя машины, до 50 000 – велосипедиста. Наконец, самый лучший результат показала простая пешая

МУСОР, ПРОЧЬ
С ДОРОГИ!

Маленькую революцию в своем автомобиле совершил американец Инграм Корн.

Чтобы удалить пыль из салона, этот чистоплюй разместил под капотом своего понтиака настоящий пылесос, подключенный к аккумулятору.

Воздух с пылью и мелким мусором засасывается шестью соплами, укрепленными в разных местах салона. И по трубам, проложенным под полом кабины и в других укромных местах, поступает в пылесборник.

Правда, система проста только в использовании. Ведь компактно разместить сопла и трубопроводы, чтобы собрать всю пыль – задача не из легких.

Но коммерческий успех этому оборудованию обеспечен постоянной готовностью – нажал кнопку, система заработала. Иногда только надо вытряхивать пылесборник.

10

прогулка – в каждом кубическом сантиметре воздуха, который вдыхает пешеход, микрочастиц не более 40 000. «Машины такси в общей сложности проводят на дорогах гораздо больше времени, чем личный транспорт, а значит, в них успевает сконцентрироваться больше вредной пыли», – прокомментировал этот результат руководитель группы исследователей, Сурбжит Каур (Surbjit Kaur).

Еще один интересный момент: «нечистый» воздух может не только разрушить организм, но и привеcти к ДТП. К такому выводу пришли испанские ученые, которые обследовали эффект сезонных аллергий на поведение человека за рулем. По данным их исследования, два процента аварий непосредственно связаны с аллергией водителя. Каждый чих отвлекает внимание водителя на 2–3 секунды: при скорости 120 км/ч автомобиль за это время бесконтрольно проезжает 100 метров.

ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА

Всем, кому не начихать на свое собственное здоровье, следует принять целый ряд мер. Например, аллергикам особенно стоит

11
8 часов ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2012

избегать образования пыли внутри автомобиля. Для этого следует устанавливать специальные фильтры, а также чаще чистить салон. Вообще, профессиональная химчистка должна производиться в авто регулярно, не реже двух раз в год. В этом случае обрабатываются буквально все детали, от внутренних отсеков багажника, до потолочного и коврового покрытий, дверных обшивок и панели приборов. При желании вам тщательно промоют дверные петли, порожки, двигатель и моторный отсек. Если и этого мало, сделают химчистку с полной разборкой салона. Использование при химчистке парогенератора – хороший признак. Он и микробы убивает, и с плесенью борется, и возвращает машине первоначальный вид, будто только с конвейера.

Некоторые центры предлагают AllergyControl – метод, разработанный совместно со шведской исследовательской лабораторией, который позволяет избавиться от аллергенных возбудителей. Сначала с помощью специальных инструментов измеряется количество аллергенов, таких, как частички пыльцы и клещей. Затем салон подвергается тщательной дезинфекции.

Начав решительную борьбу с грязью и пылью, необходимо выбирать только качественные средства для ухода за автомобилем. Например, в стеклоомывающей жидкости низкого качества может присутствовать метанол. Испаряясь, он вызывает раздражение слизистых оболочек, головокружение, боли и даже судороги.

ФИЛЬТРУЙ ПОТОКИ

Фактор чистого воздуха учитывается при производстве машин все чаще. Так, новый Volvo S80 стал первым автомобилем, отвечающим высоким стандартам Шведской Ассоциации по проблемам астмы и аллергических заболеваний. Технология, которая обеспечивает чистый воздух в автомобиле, называется «Комплексная система поддержания чистого воздуха в салоне». Новейшая система вентиляции удаляет из салона любые запахи и испарения. По мере очищения воздуха мощность вентиляции снижается.

Фильтрующий элемент состоит из активированного угля, который задерживает мелкие частицы, например, пыльцу. Активный угольный фильтр впитывает газы и неприятные запахи. Датчик в свою очередь фиксирует наличие различных веществ в воздухе, включая окислы азота, угарный газ и углеводороды. Если содержание вредных веществ оказывается значительным, система закрывает доступ воздуха извне до тех пор, пока концентрация не снизится до приемлемого уровня.

12

Поэтому необходимо проверять состав на этикетке и избегать метанолсодержащих жидкостей. Не очень хороши и жидкости на основе изопропанола, они часто имеют сильную отдушку для перебивания ацетонового запаха вещества.

Лучше использовать средства на основе этанола, они менее токсичны.

К числу обязательных процедур нужно отнести и периодическую очистку кондиционера. Иначе расплодившиеся в нем грибки и бактерии станут причиной не только не самых приятных запахов, но и не самых легких болезней.

Достаточно эффективным является использование в салоне и автомобильных озонаторов. Малогабаритные механизмы работают от прикуривателя автомобиля, включают их на 10–20 минут 1–3 раза в день. Они уничтожают вирусы, бактерии и микроорганизмы, препятствуют их распространению. Также озонаторы освежают воздух: увеличивают количество кислорода, снимают усталость, повышают внимание.

Для борьбы с уличными «газами» наиболее эффективно использовать специальные фильтры. Например, одно из отечественных предприятий разработало многоступенчатую экосистему ЭСОВ, имеющую четыре блока очистки воздуха: фильтрацию, химическое поглощение, адсорбцию, каталитическое окисление. ЭСОВ обеспечивает эффективную очистку воздуха внутри автомобилей от твердых частиц (сажи, пыли) и газообразных токсичных веществ: СО, МОх, СН (в т. ч. акролеина, формальдегида).