|
У вас всегда главная и гладкая дорога на работу, на всех светофорах горит только зеленый свет, повсюду стоят добрые гаишники, а на заправках в который уже раз снизили цены на бензин… Все это похоже на сон, не так ли? Остается надеяться, что он снится вам не за рулем собственного автомобиля!
Вадим Владимиров
Кто из водителей может похвастаться тем, что
никогда не «клевал» по ходу движения. Едешь-
едешь на работу, попадаешь в пробку и скоро
уже ловишь себя на мысли, что засыпаешь.
И не только рядовые автолюбители отключаются за рулем. Известны случаи, когда летчики засыпали за штурвалом самолета, а составы в Московском метрополитене «проскакивали» мимо станций из-за того,
что машинисту вдруг захотелось вздремнуть.
Возможно, звучит анекдотично, но о том, что такое засыпать на ходу, лучше всего знают в странах Балтии. Например, в Эстонии, на III конференции по медицине сна, прозвучали такие данные, которые способны разбудить кого угодно: по оценкам экспертов, засыпание водителей за рулем является причиной более трети тяжелых автоаварий.
Интересные разработки существуют и для профессиональных водителей. Так, например, есть миниатюрный прибор, который крепится за правым ухом человека, и как только его голова наклоняется вперед – раздается звуковой сигнал, который будит водителя.
«До 98% всех ДТП происходит по вине человека и только 0,1–5% – из-за техники. Однако мы продолжаем тратить сотни тысяч евро на экспертизу тормозов попавшего в аварию мерседеса, в то время как изучение проблемы сна водителей автотранспорта остается без внимания», – поделился своими впечатлениями один из участников конференции, Маркку Партинен, специалист в области неврологии финской клиники медицины сна.
Как считает доцент кафедры нервных болезней Московской медицинской академии имени И. М. Сеченоваà, кандидат медицинских наук, невролог Михаил Полуэктов: «Невыспавшийся человек – все равно, что пьяный. Состояние водителя, который не
Чтобы не заснуть в пути, не смотрите в одну точку впереди себя. Переводите глаза с панели приборов на дорогу, на встречную машину, снова на дорогу, на здание справа, на дорогу. Заставляйте глаза работать.
спал 20 и более часов, равносильно алкогольному опьянению».
«Это не мой случай, – подумает кто-то, – я ведь не работаю дальнобойщиком». Однако даже если недосыпать всего лишь один или два часа, способность управлять автомобилем существенно ухудшается. А значит, замедляется быстрота реакции, появляются невнимательность и ошибки в вождении, нарушается координация движений. Все это может привести к плачевным последствиям на дороге».
Эту мысль подтверждают данные исследований, проведенные американскими специалистами из Национального фонда по проблемам сна. Они протестировали на реакцию и точность человека, лишенного
сна в течение продолжительного времени, и человека, употреблявшего спиртное. Так, бодрствующий 17–19 часов водитель может быть приравнен к человеку с содержанием алкоголя в крови, равным 0.05 BAC (Blood-Alcohol Concentration – сожержание алкоголя в крови). В большинстве стран такая доза алкоголя считается опасной для вождения.
Более того, результаты этого и других исследований уже стали основой для принятия мер на юридическом уровне, чтобы водитель нес
ответственность не только за «перепив», но и за недосып. В американском штате Нью-Джерси существует так называемый «закон Мэгги», имя которому дала 20-летняя студентка, убитая сонным водителем в 1997 году. На допросе водитель признался, что не спал более 30 часов подряд. Так вот, согласно этому закону, засыпающий за рулем несет полную юридическую ответственность за последствия своего вождения. Вполне возможно, что уже совсем скоро и российские гаишники будут просить не только дыхнуть в трубочку, но и «храпнуть» в подушечку. А уж сколько появится дополнительных поводов для штрафов, например: «Кому не спится, придется расплатиться».
Как известно, основной версией гибели семьи актера Александра Дедюшко, стал именно сон за рулем.
Возможно, по этой же причине погиб и известный радиоведущий Геннадий Бачинский. Об этом заявил главный госавтоинспектор РФ Виктор Кирьянов.
«Следственная работа идет, но я пока не готов сказать, кто был прав, кто виноват.
По предварительным данным, это выезд на встречную полосу: то ли водитель заснул за рулем, то ли превышение скоростного режима, то ли не справился с управлением», – отметил Кирьянов. Кстати, одной из причин аварии, в результате которой погиб известный музыкант Виктор Цой, тоже считается засыпание за рулем.
РАЗОГНАТЬ ТОСКУ
Главная причина участившихся засыпаний за рулем хорошо известна: жесткий ритм жизни современного человека.
Если вам пришлось засидеться на работе за отчетом до поздней ночи, имейте в виду, что самая серьезная угроза засыпания за рулем наблюдается в период с 1 до 6 часов: вести машину в 3 часа ночи в 4000 раз опасней, чем выспавшись в 9 часов утра. Кроме того, стоит помнить, что сигналы наших внутренних часов вызывают
дважды в сутки: перед ночным сном и через 12 часов. Таким образом, если вы накануне недоспали, лучше не садитесь за руль с 13 до 15 часов.
Однообразная дорога и скука – еще одна причина укачивания в дороге. По статистике, за рулем чаще засыпают именно те водители, которые находились в салоне в гордом одиночестве.
Отметим, что специалисты не рекомендуют и слишком сильно тонировать стекла. Как известно, в темное время суток в организме вырабатывается «гормон сна» – мелатонин, и снижение освещенности только усиливает его выделение.
Стоит учесть и тот факт, что быстрее всего укачивает в автомобилях с хорошей подвеской и плавным ходом: если машина не едет, а «плывет», – это верный признак, что дорога убаюкает вас лучше всякой прекрасной няни.
Сон может прийти неожиданно, и тогда отпуск, пенсия и выходные не наступят уже никогда.
Еще одним невольным врагом человека за рулем могут стать доктора, выписывающие лекарства. «Существует масса лекарственных средств, которые могут обусловить нарушение реакций на зрительные, слуховые и другие раздражители. В том числе, они вызывают заторможенность, сонливость, мышечную слабость», – отмечает доктор медицинских наук Борис Дубовик.
В частности, речь идет о транквилизаторах, приводящих к сонливости. Вообще, очень многие популярные лекарственные препараты вызывают желание подремать. Информация об этом всегда содержится в инструкции, но кто их читает?
Отдельная тема – снотворное. Много шума наделала история с американским конгрессменом Патриком Кеннеди, который едва не протаранил Капитолий на своем автомобиле. Как оказалось, политик принимал снотворное, которое подействовало в неурочное время.
Вывод из всего этого один: больным место в кровати, а не за рулем.
НЕ СПАТЬ!
Борьба со сном для водителя – вопрос жизни и смерти в прямом смысле этих слов. «Так называемый микросон – частая причина трагедий. Непроснувшийся до конца утром или уставший после работы человек засыпает буквально на три секунды. Но этого достаточно, чтобы потерять управление и въехать в столб или другую машину. Если, сидя за рулем, испытываешь приступ сонливости, лучше всего не надеяться на кофе или открытое окно, а последовать совету Штирлица – съехать на обочину и поспать хотя бы минут пятнадцать», – говорит Владимир Дорохов, российский специалист по физиологии сна.
Тем же, у кого на сон времени нет в принципе, можно посоветовать… все-таки его найти! На самый крайний случай включите музыку погромче и откройте окно. Существуют и другие, более спорные способы привести себя в тонус. Так, автор «Автомобильной энциклопедии», журналист Юрий Грейко, рассказывает о рецепте,
хорошо известном среди дальнобойщиков: «Две ложки растворимого кофе положить в пол-литровый сосуд, а туда потом тонкой струйкой влить пепси или кока-колы. Это все нужно выпить. Глаза сразу вылезают из орбит, сердце колотится, и сон пропадает на час-полтора».
В Америке используют похожий способ – специально разработанные для водителей семечки с кофеином. Тайские таксисты предпочитают пососать бодрящие кислые конфетки. Как всегда в «продвинутости» методов борьбы со сном всех превзошли японцы. Они создали так называемые «поющие» дороги. Покрытие такой трассы изрезано специальными бороздками, проезжая по которым колеса автомобиля создают подобие мелодии. Оптимальной для звучания является скорость 40 километров в час. «Поющая дорога» призвана предотвратить рассеивание внимания и засыпание за рулем.
Компания IBM предлагает водителям прибор, который реагирует на голос. Время от времени электронный попутчик задает водителю вопросы, шутит и переключает радиостанции. И по реакции человека заключает, бодрствует он или нет. Если водитель упорно молчит, ему в лицо направляется тонкая струя холодной воды.
КАМЕРА СМОТРИТ В ГЛАЗ
Ученые прикладывают массу усилий для разработки различных «бодрящих» автоприспособлений. Одним из наиболее популярных направлений является мониторинг с помощью телекамеры. Например, австралийская компания Seeing Machines создала систему под названием FaceLab: камера, монтируемая в приборную панель автомобиля, следит за выражением лица водителя и анализирует, насколько он устал или насколько внимательно следит за дорогой. Мини-компьютер просчитывает частоту и скорость моргания глаз, – при накоплении усталости движения век замедляются, – и при отклонении этих параметров от нормальных водителю поступает сигнал об опасности.
Московское предприятие «Нейроком» представило прибор под названием «Телеметрическая система контроля бодрствования водителя». На руку шофера надеваются браслет и перстень, которые передают сигналы о состоянии организма на специальное устройство. Как только система обнаружит, что водитель засыпает, она подает звуковой сигнал. Если в течение семи секунд водитель не отреагирует, прибор начнет его будить. Сработает аварийная сигнализация, загорится свет в салоне. Если за пять минут устройство сработает три раза – это сигнал водителю, что нужно остановиться отдохнуть.