|
Станислав Говорухин давно завоевал любовь и признание зрителей. Что, в общем-то, и не удивительно для человека, на счету которого более двадцати режиссерских работ. В фильмах Говорухина есть все – и искренние чувства, и увлекательные перипетии судеб, и рискованные приключения. И сам создатель живет со вкусом, ярко и любит повторять, что предпочел режиссуру за образ жизни.
Наталия Юнгвальд-Хилькевич
8.Ч.: Станислав Сергеевич, можно ли кино считать экстремальным и в некотором роде опасным занятием?
С.Г.: Безусловно, причем опасность может подстерегать даже в павильоне. Например, бывает, в декорациях упадет балка крепления или осветительный прибор... А уж когда снимаешь в горах или на море… В моей практике был случай, когда мы чуть не разбились на вертолете перед ледником на Эльбрусе. На высоте примерно три тысячи метров. Пилот стал снижаться и вдруг понял, что не вписывается, не может попасть на площадку. Скорость увеличивается, а впереди скала. И мы поняли, что сейчас погибнем.
Дальнейшее произошло в считанные секунды: пилот пытается погасить скорость и… вертолет врезается в скалу!
Уцелели мы каким-то чудом. Когда спасатели добрались до места катастрофы, пилота, сопровождавшего нас альпиниста и несколько человек из съемочной группы отправили в больницу с переломами и ушибами. У меня обнаружились переломы ребер и пальцев и разорванный мениск. Все комиссии, которые были на месте аварии, до сих пор не могут понять, как не произошло взрыва и возгорания при таком ударе о скалу, и все спаслись?!
Все это произошло еще в 67-м году, на съемках «Вертикали».
8.Ч.: В этом фильме Высоцкий пел «Лучше гор могут быть только горы…».
С.Г.: Да. Вся съемочная группа и актеры каждое утро надевали альпинистские ботинки и с ледорубами уезжали в горы. Добирались до вертолетной площадки, оттуда нас закидывали на ледник. С ледника двигались еще вверх, в горы. И там весь день снимали. А потом проделывали такой же путь обратно. Актеры терпели, не жаловались. Я ведь в горы с юности серьезно влюблен.
8.Ч.: Я видела фотографию, где вы стоите вместе со знаменитым полярником Артуром Чилингаровым на какой-то вершине, в снегах. Что это была за поездка?
С.Г.: Это было не в горах, а как раз, наоборот. Мы были на льдине, на Северном полюсе. Просто так, безо всякого повода взяли и полетели. Очень захотелось! Я в молодости где только ни побывал – на Памире, на Кольском полуострове, в Заполярье и на Урале. Можно сказать, прошел на лыжах всю страну.
8.Ч.: А на море, во время съемок, наверное, тоже опасности подстерегали?
С.Г.: На съемках фильма «Ветер надежды» произошел экстремальный случай, когда мы на паруснике попали в сумасшедший шторм. Неделю болтались в море, думали, до берега уже не доберемся. Но тоже, к счастью, обошлось.
8.Ч.: А на съемках "Пассажирки" все гладко было?
С.Г.: Иногда даже слишком. Все натурные съемки «Пассажирки» проходили в Атлантическом океане. Мы зафрахтовали парусное судно «Крузенштерн». Был еще один корабль – сопровождения, в котором жила наша группа. На Канарах погода нас не порадовала. По сюжету должен был быть шторм, а мы даже ветра не могли поймать в паруса. Сами понимаете, никакой ветродуй не заменит природного вихря, мощность которого в миллион раз сильнее…
А в Ялте, наоборот был ветер и шторм, который очень мешал, когда снимали на бассейне, с макетами. Шторм был настолько сильным, что тогда
в Керченском заливе разбились несколько кораблей.
На съемочной площадке не только опасности подстерегают, но и досадные казусы случаются. Фильм «Благословите женщину» снимали под Одессой. Берега там обрывистые, глинистые. И однажды мы попали в грозу. Пора уезжать, а мы никак не можем выбраться наверх. И веревки сверху бросали, и друг друга подталкивали. Все перепачкались! Группа выползла еле-еле – просто смех и грех: босиком, буквально на ногтях. Ну, а несколько машин вовсе застряли там навсегда, не вертолетом же их вытаскивать.
8.Ч.: А какое из спортивных правил вы считаете для себя главным?
С.Г.: В спорте начинают с чего? Учат падать. В гимнастике, акробатике, в борьбе – везде. Известно, например, что нельзя падать на локоть. Когда падаешь, надо поджать голову к груди, чтобы ничего не повредить.
Я много раз падал в жизни. Это даже более широко, аллегорически можно понимать.
Мое поколение гармонично развивалось. Мы ходили по лесам, по горам, плавали, бегали. Дрались. Мне кажется, нынешняя молодежь
мало внимания спорту уделяет. Они накачивают мышцы в тренажерных залах, вместо того, чтобы просто поиграть в футбол, в теннис, волейбол. Когда организм формируется, ему нужны полноценное физическое развитие, естественные витамины, нормальная пища, а не добавки. Так что нынешнее поколение совсем забыло о своей природе. Вот я уж давно спортом не занимаюсь, только потянусь иногда и все. На тех ресурсах, что в юности были заложены, и держусь. Надо бы, конечно, получше готовиться к съемкам. Ведь нагрузка большая во время работы, и эмоциональная, и физическая. Хорошо бы жить по режиму, но я этого не делаю. Много курю, много пью, много ем, причем в основном на ночь.
8.Ч.: А сколько раз в год вы прибегаете к «ремонту» организма? Скажем, отдыхаете в санатории?
С.Г.: Ни разу не был ни в одном санатории. Иногда ложусь в больницу, но только если необходима операция. Тут уж никуда не денешься. А просто так – ни за что.
8.Ч.: Я за вами наблюдаю, вы сигареты из рук не выпускаете, а иногда за трубку хватаетесь.
С.Г. : Во время съемок трубку трудно курить. Трубку обычно куришь, когда тебе спокойно. Если ты за письменным столом, после обеда у камина, у костерка. В кабинете
СПРАВКА
СТАНИСЛАВ СЕРГЕЕВИЧ ГОВОРУХИН
Родился 29 марта 1936 г. в городе Березники Свердловской области.
В 1958 г. окончил геологический факультет Казанского университета, работал геологом. После окончания в 1966 г. режиссерского факультета ВГИКа начал работать на Одесской киностудии.
Первый фильм режиссера – «Вертикаль»(1967). Слава пришла к Говорухину в 1979 г. после ошеломительного успеха двух фильмов – «Пираты ХХ века» и телевизионного «Место встречи изменить нельзя».
Также снял фильмы: «Белый взрыв» (1969), «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972), «Дети капитана Гранта» (1975), «Ветер надежды» (1977), «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Фина» (1981), «Десять негритят»(1987), «Так жить нельзя» (1990), «Россия, которую мы потеряли» (1992), «Ворошиловский стрелок» (1999), «Благословите женщину» (2003), «Не хлебом единым» (2005), "Пассажирка" (2009).
Интерьер корабля в павильоне «Мосфильма» создал художник-постановщик Валентин Гидулянов, который давно работает с Говорухиным и создавал для его фильмов все морские суда, начиная с ленты «Приключения Тома Сойера».
настроен на философский лад. А если нервничаешь, во время этих бешеных съемок, то тянешься за сигаретой. И куришь одну за другой, причем, совершенно без удовольствия. Механически, потому что уже привычка.
8.Ч.: А какие стрессы тяжелее всего переживаются?
С.Г.: Конечно, связанные с творчеством. Если в семье все ладно, то дела киношные или думские прежде всего беспокоят.
8.Ч.: И все-таки, кино у вас отнимает силы или прибавляет?
С.Г.: Конечно, отнимает, но и радость дарит безмерную. Любимая работа всегда доставляет удовольствие, прибавляет энергии. И самочувствие лучше, когда все получается. А подневольный труд, наверное, укорачивает жизнь.
8.Ч.: А что раздражает в процессе кинопроизводства?
С.Г.: Когда не ладится что-то в творческом плане, организационном, финансовом. Бывает миллион причин. Недоспал, вчера перепил, актер плохо работает. Дождь пошел, когда ждешь солнца. Вот сейчас, например, не хватает на картину денег. Одна только горючка обошлась нам в 700 тысяч евро. Дорогостоящая картина получается. Многого мы не учли. И думаем теперь, где искать дофинансирования, чтобы закончить картину.
8.Ч.: Вы попробовали себя в разных жанрах, а к какому больше душа лежит?
С.Г.: Не могу сказать. «Пассажирка» – это исторический фильм. Предыдущий, который я снял, «Артистка» – современная история в жанре комедии. У меня были и приключенческие ленты, и детективные. Я никогда не занимаюсь одинаковыми проектами. «Ворошиловский стрелок» – это социальная драма. «Благословите женщину» – кинороман. Завтра, возможно, сниму трагикомедию из истории отечественной войны...
8.Ч.: А театральные идеи вас по-прежнему увлекают?
С.Г.: Сам театр для меня стал чужим. Гамлета одеть в бронежилет, Тартюфа – в костюм заключенного, героев Островского – в кеды – вот и вся современная театральная мысль и «новая» идея! Уж не говорю о том, что невозможно отрепетировать, потому что все артисты нарасхват, по разным проектам заняты, и в театре собрать восемь человек одновременно невозможно.
8.Ч.: Каким образом отдыхаете от творческих забот?
С.Г.: Иногда собираемся с приятелями в шахматы поиграть, это у нас называется «промыть мозги». Если играть в бильярд часа четыре, то пройдешь вокруг стола километров десять. Еще в сауну хожу, это конечно, ерунда по сравнению с хорошей банькой.
На выходные, когда получается, уезжаем с женой Галей на дачу.
8.Ч.: И увлекаетесь живописью. Ваши работы висят на стенах во многих домах…
С.Г.: За свою жизнь я нарисовал уже штук четыреста работ… И все раздарил.Начальникам картины не дарю, а вот у товарищей есть мои работы. Когда кто-нибудь из известных людей просит меня подарить хоть небольшую картинку, делаю это с удовольствием, не отказываю.
Галя дома собрала небольшую галерею – там, наверное, еще штук сорок осталось. Это мое развлечение. И, безусловно, отдых. И, конечно же, я берусь за кисть, как только есть свободное время.
8.Ч.: Продолжите мысль: жена для меня – ...
С.Г.: Галя – мой соратник, единомышленник. Подруга, поддержка… Даже если гвоздь надо в доме забить, это делает тоже она. А если не она, то какой-нибудь Иван Степанович из ТСЖ. А вот деньги в семье зарабатываю я.
У Гали все связано со мной. И посвящено моему ритму, работе. Она полностью этому отдалась. Пожертвовала собой, чтобы я занимался любимым делом. Можно сказать, посвятила мне всю свою жизнь.
8.Ч.: Вы часто балуете ее, выходите куда-нибудь?
С.Г.: Выходим в театры, на концерты. Раньше у нас каждый день гости были, теперь встречаемся в ресторанах. Во-первых, потому что появились рестораны. А во-вторых, потому что жизнь качественно поменялась. Чтобы хорошо поесть, теперь не нужно ехать в Париж. А даже, наоборот, из Парижа лучше приехать в Москву.
8.Ч.: Вы гурман, любите изысканную кухню, хорошую выпивку? Или, наоборот, чем проще еда на столе, тем лучше?
С.Г.: Не скажу, что я такой уж привереда по части еды. Ем самые разнообразные блюда.
Единственное условие, чтобы еда была вкусно приготовлена и красиво подана. И главное – вовремя. Чтобы была не горячая и не холодная...
«Наверное, я плохой советчик по поводу здорового образа жизни и не тот человек, который знает, как правильно организовать свой труд. Но, может быть, вы со мной не согласны?»
Меня вполне может устроить молодая картошечка с селедкой и рюмка водки. Летом, в жару – свекольник придется к месту.
8.Ч.: А из выпивки что предпочитаете?
С.Г.: Например, пришел человек с мороза. А на столе дымится горячая картошка, соленые огурцы... Что он будет пить? Конечно, водку! А если перед тобой устрицы, то на столе должно стоять белое вино.
8.Ч.: А вот насчет одежды… Я помню, как вы однажды раскритиковали своего коллегу по цеху за довольно нелепый внешний вид и дали ему шутливый
совет: если жена не может подобрать по цвету к рубашке галстук, заведи любовницу.
С.Г.: Вообще-то, мы, мужики, живем по такому принципу: послушай женщину и поступи наоборот. Я, уходя на работу, спрашиваю у Гали: «Как ты думаешь, надевать мне шарф?» Она говорит: «Обязательно надень!» И я ухожу без шарфа. Кстати, моя Галка прекрасно умеет галстук подобрать. А вот завязать бабочку – это целая наука. Раньше, в нашей советской стране умел завязывать бабочку единственный человек по фамилии Шустер. Я долго учился у него этому искусству, но никак не мог
запомнить, как это делается. Как-то сидел за столом, крутил-вертел шелк туда-сюда и совершенно неожиданно у меня получилась бабочка!
А во внешнем виде коллег-режиссеров заметил одну показательную деталь, они хотят чем-то отличаться от всех, выделяться. Избегают галстуков. Ходят почти все небритые. Мятый пиджачок или рубашка – обязательно. А получается, наоборот, все из-за этого совершенно одинаковые.
8.Ч.: Вы прислушиваетесь к веяниям моды?
С.Г.: Считаю так: если человек одевается исключительно по моде, значит, он не имеет собственного вкуса.
От моды следует немного отставать. Когда мода на вещь начнет отходить, вот тогда ее и надевай.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
ТАТЬЯНА ЛАГУТКИНА, научный сотрудник Клинского института условий и охраны труда «ОЛС-комплект», выясняет, насколько здоровая обстановка царит в павильоне «Мосфильма» на съемках фильма «Пассажирка».
ОБСТАНОВКА НА МЕСТАХ
Что показали приборы