|
Интернет давно и прочно вошел в жизнь большинства из нас. Сегодняшние школьники уже вряд ли пойдут за материалом к докладу в городскую библиотеку. Зачем? Ведь есть Google и Википедия. И купить диван, компьютер или новый тостер зачастую проще через Сеть. Интернет используется и как средство рекламы, и как средство продажи. Новые возможности рождают новые профессии. Один из популярных сегодня способов заработать в интернете – блоггинг.
Татьяна Маслова
Блог (англ.blog, от web log – интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) – веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи (посты), содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). От традиционного дневника блог отличается публичностью записей, он рассчитан на посторонних читателей, которые могут не только читать, но и комментировать записи.
Так кто же такие эти блоггеры? Если не вдаваться в подробности, все просто. Блоггер – это человек, который ведет блог. То есть интернет-дневник. Тематика блога может быть любой, но чаще всего люди пишут о том, что им интересно. Можно даже писать о себе и своей жизни, главное, чтобы читателям нравилось. Казалось бы, нет ничего проще. Для начала нужно научиться неплохо излагать свои мысли и составлять связный текст. И, поскольку дневник виртуальный, иметь некоторые технические средства: компьютер, доступ в интернет, и простейшие навыки, как, собственно, с этим интернетом управляться.
Куда сложнее быть блоггером профессиональным. Немало людей заводят блоги с целью заработка, но по утверждению «бывалых» то, что блог – один из самых легких интернет-заработков – всего лишь миф.
Так в чем же главное отличие обычного интернет-рассказчика от профессионального блоггера? А оно в следующем. Любитель пишет, главным образом, для себя. Конечно, неплохо, если блог читают и комментируют. Его автор становится популярным, а к славе мы все неравнодушны. Профессионал же
смешивает в блоге авторские и рекламные тексты, причем первые нужны, как и любителю, для популярности, а вот вторые уже для заработка. И чем ненавязчивее продвигается товар, тем меньше шансов потерять доверие читателей. Тут впору заговорить о «высшем мастерстве» блоггера.
НА ВСЕ РУКИ МАСТЕР
Хороший блоггер должен совмещать в себе множество профессий. В первую очередь, конечно же, быть хорошим журналистом. Ведь мало просто завести блог – нужно, чтобы его читали. Нераскрученному автору рекламодатели вряд ли доверят продвижение своего товара, нужна аудитория.
Во-вторых, необходимо быть в некоторой мере и дизайнером. Конечно, можно нанять дизайнера или творить страничку в соавторстве. Но если прибылью делиться не хочется, придется освоить азы интернет-оформительства. По этой же причине неплохо быть немножко программистом. Основная система для работы с блогами – WordPress. Она довольно проста. Но помимо нее лучше знать основные языки интернет-программирования: HTML, PHP, а так же средства Javascript и CSS. Ну, хотя бы для того, чтобы добавить кнопки связи с соцсетями.
Если же вы руководите несколькими блогами, то ко всему вышесказанному не помешает добавить навыки менеджера. Подбор актуальных тем для своих постов, поиск рекламодателей, управление доходами, взаимодействие с соцсетями и другими блоггерами постепенно делает профессионального блоггера универсальным специалистом по самопиару.
ВМЕСТО ОФИСА
Блоггеры-профессионалы – это не только те, кто забросил офисный труд в пользу фриланса. Сейчас, когда постинг уже признан отдельным видом рекламы, блоггер может быть штатной единицей рекламного агентства, PR-службы крупной компании или крупного СМИ. Чаще всего эту профессию осваивают журналисты-фрилансеры или редакторы интернет-сайтов.
Блоги начали появляться в сети в начале 90-х и поначалу были просто модным увлечением и способом «засветиться» в Сети. Началом блоггерского движения можно считать 1992 год. Именно тогда появилась страница Тима Бернерса-Ли, где он стал публиковать новости. Массовое развитие блоги получили в 1996 году, а в 1999-м была открыта первая бесплатная блоггерская служба Blogger.
Блоггеры-фрилансеры чаще выбирают эту работу, чтобы самому распоряжаться своим временем. Вот здорово! Захотел – устроил выходной, захотел – уехал в отпуск! И не надо отпрашиваться у начальства, писать заявления в отдел кадров. Свобода!
Но не все становятся интернет-писателями добровольно. Например, наш знакомый Олег работал инженером-проектировщиком в крупной компании, но пару лет назад кризис добрался и до его конторы. Олега сократили. Конечно, можно было рассылать резюме по другим компаниям, бегать по собеседованиям и, в конце концов, найти новую работу. Но Олег поступил по-другому: уговорил уволиться и жену, вместе они стали работать... профессиональными путешественниками. Сегодня они вместе забираются в самые отдаленные уголки планеты, а в блог выкладывают отчеты о поездках, получая доход от рекламы.
Впрочем, не стоит полагать, что работа фрилансера – сплошное удовольствие. Да не надо тащиться на работу к девяти утра и сидеть там до окончания рабочего дня. Но, как показывает практика, на деле не все так безоблачно. Для того, чтобы блог приносил ощутимый доход, он должен регулярно поддерживаться и обновляться. А для этого усилий затрачивать нужно ничуть не меньше, чем в офисе.
Конечно, день блоггера может начинаться во сколько угодно. Если вы любите поспать, рабочий график не выдернет вас из постели в семь часов утра. Но профессионалы все же советуют не залеживаться. За рабочий день нужно многое успеть. Для начала ответить на комментарии к предыдущим постам. Это важно, так как комментарии создают дискуссию и, следовательно, повышают интерес к публикации. Ответить рекламодателям, которые выходят на авторов сами или через специальные биржи. Ну и, наконец, написать хотя бы один привлекательный пост, а это, по словам матерых блоггеров, еще часа два работы часа за два.
Если статья связана с техникой или для ее создания требуется анализ большого количества материала, можно засесть и на 5-6 часов. Итого, средний рабочий день свободного творца занимает от восьми до двенадцати часов. Не меньше, чем у офисных коллег.
ЦЕНА ВОПРОСА
Сколько же зарабатывает блоггер? «Суммы очень разные. И зависят от раскрученности блогов, – говорит Олег Лажечников, автор блога life-trip.ru, – От нуля до сотен тысяч рублей. Но я думаю, большая часть блоггеров зарабатывает совсем мало. До десяти тысяч рублей. Такие блоги обычно ведутся редко или для души. Вторая часть зарабатывает несколько десятков. И совсем немного блоггеров имеют серьезные суммы».
Вообще профессиональные блоггеры делятся на три категории, и доход у каждого свой.
1. Блоггеры, работающие по найму в какой-либо фирме. Конечно, крупные компании понимают силу интернета как оружия рекламы массового поражения. Поэтому те, кто может себе это позволить, создают отдельный блог, обязанности ведения которого либо ложатся на плечи специалиста рекламного отдела, либо со стороны привлекается профессиональный блоггер. Содержание – все, что касается фирмы: история компании, описание продукции или услуг, новости.
Пока в России подобный вид блоготворчества не очень популярен. В основном блоги ведутся компаниями сферы IT и различными культурными проектами. Да и в этом случае блогом занимается не отдельный сотрудник, а дополнительно загруженный PR-менеджер или рекламщик. И доплата за блог обычно не составляет больше 15000 рублей.
Другая ситуация сложилась в Европе и США. На Западе во многих крупных компаниях существуют целые коллективы интернет-авторов, а компании поменьше просто нанимают сотрудника, который занимается исключительно блоготворчеством. Так вот, там заработок блоггера составляет от двух до четырех тысяч долларов.
2. Блоггеры-фрилансеры, занимающиеся рекламой. Это самая большая часть профессиональной блогосферы. И реклама там разная. Итак, из чего примерно состоит доход:
- баннерная реклама. В блоге на определенное время размещается рекламное объявление – баннер, перейдя по которому, посетитель попадает на страничку рекламодателя. Такая реклама стоит от нескольких десятков до нескольких тысяч рублей.
В Америке в настоящее время ведутся разговоры о создании блоггерского профсоюза, а зарплаты профессио-нальных блоггеров там достигают $4000. Средняя зарплата российского блоггера – всего 15000 руб.
- реклама в виде постовых. Эта реклама размещается в начале или конце статьи в виде ссылки на какой-либо сайт. В отличие от баннеров, постовые размещаются навсегда. Стоимость составляет также от нескольких десятков до нескольких тысяч рублей.
- контекстная реклама. В блоге размещается рекламное объявление, тема которого зависит от содержания страницы или от того, что посетитель искал в поисковике. Оплата в таком случае происходит не за время показа, а за переходы. Правда, чтобы воспользоваться, к примеру, Яндекс.Директом – одним из посредников между рекламодателем и блоггером в этом виде рекламы – аудитория блога должна составлять не менее девяти тысяч посетителей, что для Рунета цифра вполне внушительная. Каждый переход по такой ссылке составляет от нескольких рублей до пары десятков.
- тизерная реклама. Это совмещение баннерной и контекстной рекламы. Внешне тизер выглядит как баннер, но оплата осуществляется не за показы, а за переходы.
- партнерские программы. Механизм партнерской программы чуть сложнее. При участии в ней нужно также разместить в своем блоге ссылку на какой-либо сайт или интернет-магазин. Но заработать удастся только в том случае, если посетитель что-то приобретет или зарегистрируется. Тут возможна как фиксированная оплата, так и процент от продаж.
- и, наконец, размещение рекламных статей
3. Блоггеры, занимающиеся саморекламой.
В первую очередь сюда входят писатели, как начинающие, так и популярные. Для первых это хороший способ «раскрутиться», ведь не факт, что издатель сразу возьмется печатать твою рукопись, а в интернете читатели всегда найдутся. Вслед за популярностью появятся и желающие твои произведения издать. Для вторых подобный вид творчества – способ контакта со своей аудиторией и поддержания интереса к своей персоне.
Но все категории профессиональных блоггеров объединены одним: чтобы зарабатывать, не достаточно просто завести свой интернет-дневник. Ведь яблоки не растут сами по себе. Чтобы дерево дало плоды, за ним нужно ухаживать. Вот и блог требует регулярной заботы и вложений. Хотя бы собственного времени и сил. Тогда доход будет зависеть только от вашего трудолюбия и усидчивости. Впрочем, как и в любой другой работе.