Главная / Журнал / 2012 МАЙ / Олег Рой: Игра стоит свеч
15
8 часов МАЙ 2012
олег рой: ИГРА СТОИТ СВЕЧ
16

"Опасайтесь робких!» – воскликнул когда-то маркиз де Вовенарг и тут же добавил: "Только в крайности можно принимать рискованные решения". Ох, уж эти философы со своими прописными истинами и формулами счастья, непригодными для жизни! Все мы ходим по канату, играем с судьбой в покер и ставим на кон если не все, то многое. Человек щекочет нервы не только себе, но и судьбе: исполняет жизненные трюки без дублеров, мотивирует рискованные порывы фразой "все или ничего" и меняет робость на смелость. Писатель Олег Рой из тех, кто с риском "на ты", однако предпочитает не подвергать опасности то, что требует сохранности.

Алиса Журавлева

8Ч.: Олег, в интервью вы не раз называли себя коллекционером счастливых минут. Изучая вашу биографию, невольно ловишь себя на мысли, что ваша жизнь сама по себе достойна быть изложенной в романе... Вы не просто успешный писатель, у вас за плечами 22-летний стаж семейной жизни, на протяжении которых вы то и дело рисковали всем, меняя места проживания, начиная новые проекты... После всех виражей вы все так же легко идете на риск – или же с годами желание обеспечить себе и своим родным стабильность стала перевешивать?

Олег Рой: В смысле осторожности годы не всегда прибавляют мудрости. Сейчас многие молодые люди умнее взрослых, потому что рискуют меньше, заведомо понимая, что даже в самом просчитанном риске ради наживы и утверждения собственного "я" нет и не может быть ничего хорошего. Другое дело, когда люди рискуют своей жизнью за родину, за мать, за веру. Или же когда заведомо выбирают профессию, когда каждый день приходится ходить по краю.

Полицейские, пожарные, спелеологи – люди, для которых риск является профессиональной необходимостью. Что до меня, то я не отношусь ни к одному из этих разрядов. Я не тушу пожары, если это не горящая рукопись в пепельнице; не спасаю человечество; не выступаю на Болотной площади, называя всех хомячками. Я не врываюсь в церковь и не рублю топором иконы. Я не защищаю каждый день свою родину. Я писатель. И единственный мой риск связан с возможностью потерять своего постоянного читателя. Я прекрасно понимаю, что абсолютно рискую, когда на протяжении пяти лет пишу роман "Старьевщица". Там мистический сюжет: главная героиня за большие деньги покупает у главного героя его личные воспоминания. Сначала он доволен: легкие деньги никому не мешают. Рискует? Кажется, нет. Прошлое прожито, а значит, цена его не столь высока. Но потом, когда мужчина не может вспомнить, где находится могила его матери, начинает понимать

17
8 часов МАЙ 2012

весь ужас положения. У него не остается ни одной фотографии, где бы он улыбался в окружении своих близких друзей, в памяти даже нет запаха кофе – одна лишь горечь от выпитых таблеток... Это роман, который требует колоссального количества энергии, сил, внимания и времени. За пять лет я бы мог написать и сдать в издательство пять легких романов, а-ля "Мужчина в окне напротив", но не сделал этого. И когда только начинал работу над книгой, то не был уверен, что через шесть лет в свет выйдет "Старьевщица" и принесет мне огромные дивиденды. Мистика в наш век стала брендом. В телевизоре получили «прописку» толпы экстрасенсов. Газеты и журналы штампуют объявления от женщин с экзотическими именами, которые обещают за сеанс вывести любого на тропу удачи, в книжном магазине возле полки с надписью «Эзотерика» толпятся люди всех возрастов. Подростки зачитываются вампирскими сагами, женщины выбирают «365 магических обрядов на привлечение любви», мужчины не менее падки на громкие заголовки, такие как «Магия денег» или «Стань Богом». Я уже молчу о тренингах, где учат «выходить из тела» и «создавать новую реальность». Сейчас выйти в астрал звучит с той же интонацией, что и выйти в магазин за хлебом. В связи с этим мистическим бумом можно назвать мой риск абсолютно неоправданным. Но! Есть риск, который связан с некими внутренними потребностями. Ради того, чтобы дописать "Старьевщицу"

и не нарушить контракт с издательством, я научился одновременно работать над несколькими произведениями и предпочитаю недосыпать, нежели ставить все на кон во имя одного романа. Я пошел на риск, сохранив стабильность. Работа есть работа, она занимает все отведенное на нее время и все мысли. А когда дело сделано и можно немного расслабиться, то лучшим отдыхом становится придумывание следующей истории, которая со временем станет книгой для взрослых или сказкой для детей. Я так давно существую в подобном ритме, что уже не представляю, что мог бы жить как-то иначе… Но могу сказать совершенно убежденно, что такая игра стоит свеч.

8Ч.: Значит, несмотря на все жизненные перипетии, когда просто необходимо было проявлять смелость, вы не способны идти на риск?

Олег Рой: Бывают просто обстоятельства. Никакого отношения к смелости они не имеют. Другое дело, как ты к ним относишься: если ты решаешь их правильно, то впоследствии люди назовут тебя рискованным человеком. Для кого-то, со стороны кажется, что Олег Рой, рискуя, создает кинокомпанию, занимается мюзиклом, арт-проектами... Но для меня это не риск, а обдуманные, правильно выверенные решения. В случае неудачи я потеряю время и деньги. Все. Я не рискую потерять

18

друга, потому что ни один из моих лучших друзей никогда не был и не будет задействован в бизнесе. Да и в дружбе я не рискую быть преданным, потому что время, обстоятельства отсеивают лишних людей. Существует элементарная проверка человеческих отношений. Если люди друг с другом только тогда, когда есть деньги, удача, рестораны и путешествия... это тоже дружба, и она прекрасна. Но есть еще и отношения, которые сотканы из трудностей, переживаемых вместе, и из несчастий, преодолеваемых совместно.

Просто каждый из нас по-своему расшифровывает слово "риск". Кто-то под этим подразумевает замену старого образа жизни на новый. Но, мне кажется, что это просто обновление чувств, своего окружения. Не более. Так скажем, "апгрейд" сегодняшнего дня. Многие вставляют слово "риск" в разговорные фразы: "Ой, ты знаешь, я рискнула и поменяла парфюм", "А я рискнул и начал читать Пелевина", "Ой, а я как рискнула! Решила с сегодняшнего дня ходить на каблуках!" К этим фразам я могу добавить и свою: "Я рискнул и стал жить на 56-ом этаже". Лично для меня "риск" ассоциируется только с понятием смерти.

СПРАВКА

ОЛЕГ ЮРЬЕВИЧ РОЙ

Родился 12 октября 1965 г. в Магнитогорске. Детство прошло в интернате. В юности переехал в Швейцарию, где начал писательскую деятельность. На сегодняшний день является Членом Союза писателей России, Союза писателей Европы и Международного детектив-клуба. Награжден «Золотым рыцарским крестом доблести и чести» за вклад в литературу и благотворительность. Недавно презентовал кинокомпанию «МаRо».

8Ч.: Но герои ваших романов зачастую склонны к авантюрам...

Олег Рой.: Если бегло пробежаться взглядом по всем моим произведениям, то можно увидеть, что ни один герой не рискует своей жизнью ради кого-то другого. У меня нет героя, который спасает вселенную от катастрофы. Да, есть персонажи, которые приносят себя в жертву, но это никак не связано с риском. Это абсолютно правильная позиция: "Я так решил". Это их внутренний посыл. Их нравственность. Их жизнь.

8Ч.: Бывают моменты, когда вам кажется, что вы достигли всего, чего хотели?

Олег Рой: Внутренний успех – финиш, к которому нужно стремиться, а бегать можно на разные дистанции. У каждого из нас свои Эвересты. Конечно, есть люди, в чьей душе бескрайняя пустыня Гоби, но мне их искренне жаль. Они больны. Нормальным, эмоционально

19
8 часов МАЙ 2012

«Нормальным, эмоционально здоровым творческим людям необходимо покорение вершин».

20

«В жизнь каждого из нас вплетена мистическая нить. И чем больше человек проявляет интереса к миру, тем чаще на его пути случаются необъяснимые вещи».

21
8 часов МАЙ 2012

здоровым творческим людям необходимо покорение вершин. Это приводит к написанию романа, к большой любви, к прекрасной карьере, к семейному очагу. Я понимаю, для чего мне нужен тот или иной Эверест. Я знаю, что я хотел бы преодолеть.

8Ч.: Скорее, это осознанный выбор. Вы уже с детства просчитывали все ходы и расставляли приоритеты?

Олег Рой: Наверное, в детстве я рисковал намного больше. Мы с ребятами играли в "Покори рекорд" – делали ставки: кто дальше всех перепрыгнет через канаву, кто "прогуляется" по крышам, кто прыгнет в сугроб с третьего этажа... Вот это был юношеский максимализм – риск маленьких пацанов, у которых в заднице играло детство. Периодически оно продолжает играть – ни с того ни с сего я могу прокатиться по перилам эскалатора, а это тоже своего рода риск, потому что можно случайно соскочить с перил, скатиться по трем оставшимся последним ступенькам и уже продолжать писать романы в инвалидной коляске.

8Ч.: Олег, ваш блог похож на кладовую интересных жизненных наблюдений. Последний пост, который я прочитала перед интервью, был на тему чудес в жизни человека. Расскажите, верите ли вы волшебство жизни?

Олег Рой: Я уверен, что в жизнь каждого из нас вплетена мистическая нить. И чем больше человек проявляет интереса к миру, тем чаще на его пути случаются

необъяснимые вещи. Что касается лично меня, то как водитель обращает внимание на дорожные знаки, так и я стараюсь замечать подсказки судьбы. Да и сам процесс творчества окружен мистикой. Писатель переживает жизни своих героев. Создает и творит их мир, одной рукой протягивает шанс, другой забирает надежду, а потом герои являются во снах и начинают молить о пощаде, об абзаце счастья и любви и тогда я как создатель начинаю сопереживать им. Одно время я работал одновременно над тремя романами: «Фантомная боль», «Старьевщица» и «Петля», которые объединены одной единственной целью – доказать себе и моим читателям, что мистика – это не вымысел, а вполне реальная составляющая жизни. Ведь наверняка всем вам знакомы ситуации, когда в мегаполисе люди встречаются после расставания «навсегда» и начинают все «заново», когда умершие становятся живыми во снах, когда зеркало «уводит» в потусторонний мир. Все это тайны, на которые мне интересно пролить свет.

Новый русский в церкви спрашивает у священника:
– Батюшка, а простит ли мне Господь мои грехи, если я сейчас пожертвую церкви миллион баксов?
– Не могу гарантировать этого на сто процентов, сын мой, но это как раз тот случай, когда надо рискнуть!

22

«Внутренний успех – финиш, к которому нужно стремиться, а бегать можно на разные дистанции».