Главная / Журнал / 2012 ИЮНЬ / Уедем далеко...2
5
8 часов ИЮНЬ 2012
уедем ДАЛЕКО...2
6

Возможно, вы читаете этот материал, уютно расположившись с новеньким планшетником на верхней полке купе поезда дальнего следования. Вас баюкает стук колес и храп соседа. Нос щекочет терпкий запах вагона,
в котором сплелись пьянящие нотки машинного масла с аккордами чьей-то копченой курицы и приоткрытого сортира. Но вам хорошо, ведь вы – путешествуете! И вы спокойны, потому что пока даже не подозреваете, на каком экстремальном транспорте преодолеваете свой путь.

Ирина Гульченко

РАБОТА НА ИЗНОС

Усиление конкуренции на транспортном рынке подталкивает железнодорожную отрасль
к постоянному развитию
и инновациям. Так, с участием экспертов Российской академии наук был проведен анализ ситуации и определен технический уровень развития ОАО «РЖД». Основная проблема отрасли на сегодня – высокая затратность деятельности, а также высокий физический и моральный износ подвижного состава. Причиной всему служит, само собой, недостаток инвестиций
в железнодорожную отрасль. Иными словами, наши технические средства устарели, мы отстаем
в техническом развитии от железных дорог ряда стран Европы и США.

В сфере производства пассажирских вагонов проблемы заключаются в недостатке производственных мощностей. Вагоны выходят из строя, но продолжают служить, потому что других вагонов попросту нет. Чтобы решить эту проблему, было решено начать как раз таки
с научных изысканий. Так, несколько лет назад была разработана «Стратегия развития

железнодорожного транспорта до 2030 г.». Согласно этому документу, только на модернизацию и развитие железнодорожного транспорта общего пользования на период 2008–2015 гг. выделено инвестиций в размере 4 165 млрд руб.

ЕСТЬ ЛИ СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ?

Руководители РЖД утверждают, что есть. И обещают показать всем светлый путь и полную модернизацию. Планируют, например, «приведение уровня качества транспортных услуг и безопасности перевозок в соответствие с требованиями населения и экономики и лучшим мировым стандартам». Ну, кто же будет возражать против мировых стандартов? Всем хочется ездить по-человечески.

Еще всем станет безопасно. Так как будет поддерживаться «высокий уровень готовности к деятельности в чрезвычайных ситуациях, соответствующий требованиям обороноспособности и безопасности страны». А систему управления
и обеспечения безопасности тоже обещают привести в соответствие
с международными стандартами. Об этом говорится в Белой книге ОАО «РЖД» «Стратегические направления научно-технического развития

7
8 часов ИЮНЬ 2012

В 2014–15 гг. намечено создание
и ввод в эксплуатацию двухэтажных пассажирских вагонов и электропоездов
с двухэтажными вагонами.

ОАО «РЖД» на период до 2015 г.» Cовершенствование системы управления
и обеспечения безопасности движения поездов, снижение рисков чрезвычайных ситуаций, – вообще, одно из cтратегических направлений инновационного развития этой структуры. На финансирование этого направления только в 2012 г. выделено 252,8 млн руб., в 2013 г. будет отпущено 311,9 млн;
в 2014 г. – 403,2, а в 2015 г. – 740 млн руб. Подразумевается, что будут применяться новые методы оценки и технического аудита объектов, получит развитие система оценки
и прогнозирования рисков, будут внедряться новые технические системы управления чрезвычайными ситуациями
и ходом устранения последствий инцидентов и ЧП. Так, планируется создание Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями. Медико-техническое обеспечение безопасности перевозочного процесса в пассажирских поездах дальнего следования будет проходить с использованием переносного телемедицинского комплекса. На 2014–2015 гг. запланирована разработка конструкций подвижного состава пожарных поездов нового поколения.

Для мониторинга состояния объектов будут закуплены

Компания «Российские железные дороги» является крупнейшей транспортной компанией России. На ее долю приходится (без учета трубопроводного транспорта) – 85% грузооборота и свыше 33% пассажирооборота страны. Всего в холдинге работает около 1,3 млн. человек.

8

вагоны-путеизмерители, вагоны-дефектоскопы нового поколения, самоходные универсальные путеизмерительно-дефектоскопные комплексы, мобильные лаборатории дефектоскопии нового поколения.

Разумеется, без современных научных разработок тут не обойтись. Наличие в нашей стране уникального научно-технического комплекса вселяет надежду, что внедрение инноваций не за горами. Так, в сфере системы управления
и обеспечения безопасности
в настоящее время сразу несколько организаций занимаются новыми разработками. В часности, разрабатываются системы автоматизированного управления тормозами поезда (ООО «НПО «САУТ»). Над совершенствованием систем противопожарной защиты

подвижного состава работают ДжиИРус (Дженерал Электрик)
и НПГ «Гранит-Саламандра».
ООО «НЕЙРОКОМ» разрабатывает телемеханические системы контроля бодрствования машиниста. Как предполагают специалисты, эти
и другие меры должны снизить количество транспортных происшествий, возникающих на инфраструктуре
ОАО «РЖД» на 30% уже
к концу 2015 г.

В 2011 г. услугами железнодорожного транспорта воспользовалось 995,6 млн пассажиров (из них – в пригородном сообщении 878,3 млн пассажиров, в дальнем следовании – 117,3 млн пассажиров). В 2012 г. ОАО «РЖД» планирует перевезти 997,4 млн пассажиров. И стоит задача достичь объема перевозок пассажиров докризисного 2008 г., – свыше 1 млрд, как сообщил вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов.

9
8 часов ИЮНЬ 2012

МЫ ПОЕДЕМ,
МЫ ПОМЧИМСЯ

Развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта – один из государственных приоритетов. Ведь
в идеале это улучшит транспортные связи, создаст более привлекательные условия для пассажиров, обеспечит повышенные комфортность
и безопасность пассажирских перевозок. А это привлечет дополнительный пассажиропоток
и сократит убыточность пассажирских перевозок.

На сегодняшний день
в стране курсируют 8 пар высокоскоростных поездов «Сапсан», заключен контракт на закупку еще 8 пар. Планируется повысить скорость движения этих поездов до 180–200 км/ч. А система автоведения «Сапсана» с действующей функцией энергосбережения вообще является инновацией, превосходящей достигнутый мировой уровень.

Под развитие этого направления формируется специальная технологическая платформа «Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт». Предлагается целая стройная система мер.

Основной объем железнодорожных происшествий связан непосредственно с работой локомотивных бригад:

– потеря бдительности машинистом на рабочем месте – 37%

– неправильное управление тормозами поезда – 15,4%

– управление локомотивом в нетрезвом виде – 15%

10

Например, создание высокопрочных и износостойких экологически чистых материалов для объектов инфраструктуры (шпалы, георешетка, защитные покрытия мостовых конструкций, контактный провод, шумозащитные материалы) и подвижного состава (детали кузова и интерьера пассажирских вагонов, защитные покрытия деталей подвижного состава). Подразумевается, что будут задействованы нанотехнологии и технологии создания наноматериалов.

А в разделе этого документа, посвященном созданию энергосберегающих систем транспортировки, даже говорится о необходимости использовать на железнодорожном транспорте водородную энергетику.

Почему происходят происшествия на железнодорожном транспорте:

– естественный физический износ технических средств

– нарушение правил эксплуатации

– усложнение технологий

– увеличение численности, мощности и скорости транспортных средств

– терроризм

– рост плотности населения вблизи железнодорожных объектов

– несоблюдение населением правил личной безопасности

11
8 часов ИЮНЬ 2012

Никто не против повышенного комфорта и технического прогресса, но как всегда, оптимистичную картину светлого скоростного будущего портят жизненные реалии. Дело в том, что на сегодняшний день в стране вобще отсутствует выпуск рельсов для высокоскоростного движения.
А имеющиеся рельсы в два и более раза уступают лучшим зарубежным образцам по чистоте стали, прямолинейности, ресурсу. Уровень качества рельсовых скреплений значительно ниже мирового. А разработка оптимальных профилей рельса и колес с учетом новых технологий
в металлургии и изменением скоростных и нагрузочных параметров эксплуатации намечена только на 2014–2015 гг. – да и то лишь
в случае «достаточного» финансирования. То есть, на правильные рельсы денег может просто не хватить.

ЛЕСНЫЕ ДАЛИ

Вопросы экологической безопасности также не чужды руководству ведомства. Скажем, «Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2015 г. и на перспективу до 2030 г.» обещает чистоту и порядок на всем пути следования. Например, будут снижены выбросы вредных веществ в атмосферу и загрязненных сточных вод в водоемы. Внедряются новые технологии пропитки деревянных шпал и экологически чистые железобетонные шпалы. Ведомство вплотную

12

займется созданием новых лесозащитных насаждений и ликвидацией экологического ущерба, уже нанесенного прошлой хозяйственной деятельностью.

Непосредственно пассажирам из всего этого великолепия грозит только одно: «широкое внедрение в вагонах пассажирских поездов экологически чистых туалетов», – и это прорыв, я считаю, потому что кто не знает, как остро стоит в наших поездах туалетный вопрос, тот никогда не вглядывался напряженно вдаль, считая минуты, когда же наконец закончится эта санитарная зона. В целом же авторы документа рассчитывают, что эти и другие меры позволят снизить негативное воздействие железнодорожного хозяйства на окружающую среду на 35% – к 2015 г. и на 70% – к 2030 г.

Благодарим за помощь в подготовке материала старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича.