Главная / Журнал / 2012 ИЮНЬ / Командный культуризм со студенческой скамьи
33
8 часов ИЮНЬ 2012
командный культуризм 
СО СТУДЕНЧЕСКОЙ СКАМЬИ
34

Какой руководитель не мечтает о создании сплоченного коллектива единомышленников? Команды работников, которые с удовольствием приходят утром на свои места, начинают вдохновенно трудиться, согласованно принимают решения, ответственны, активны, творчески настроены
и нацелены на достижение общих задач. На деле такого добиваются далеко не все руководители. В чем же дело? Есть мнение, что формирование команды и командного духа следует начинать на этапе обучения будущего работника его профессиональным компетенциям еще в ВУЗе, намного ранее того момента, когда молодой специалист займет свое место – и, возможно, место руководителя – в одном из тысячи офисов

Антон Зачиняев

«Я же предложил им такую замечательную идею! Почему они не бегут ее выполнять? А разговоры о творчестве
и вдохновении сводятся только к повышению зарплаты, или бонуса...» – восклицает иной руководитель. Тем более, что уже было неоднократно проверено: люди все хорошие
и грамотные, и могут работать, а нужного результата нет...

Здесь стоит задать себе несколько вопросов:

На что уходит рабочее время моих сотрудников? Они действительно нацелены на решение долгосрочных задач, или разгребают порученные им мелочи? Каковы приоритеты в решении вопросов у руководителей подразделений? Умеют ли они правильно делегировать свои полномочия – или делают все сами? Взаимодействуют друг с другом или соревнуются? Ставят подчиненным большие цели на будущее или постоянно заняты «тушением пожаров»? И, самое главное, есть ли у данной команды общая задача, миссия, которая всех объединяет и позволяет действовать эффективно и слаженно?

ОЧЕВИДНОЕ НЕВЕРОЯТНО

Можно с удивлением отметить, что некоторым вопросам, которые многим кажутся элементарными, работников никто никогда не учил. Например, брать обязательства
и выполнять их в намеченный срок. Казалось бы, что это очевидно... Однако, кто учил этому ваших работников, учили ли их этому в семье, в школе, институте? Кто был примером для тех людей, которые устраиваются к вам на работу? Много ли они могут встретить примеров ответственных, творческих, активных людей вокруг себя? Являются ли такими примерами их руководители?

Многие руководители, которые проходили различные курсы личностного роста, обучение МВА,

35
8 часов ИЮНЬ 2012

командообразующие тренинги, убедившись в их эффективности, начинают отправлять на такие мероприятия всех своих сотрудников, приглашают бизнес-тренеров к себе в компанию, начинают всерьез заниматься системой мотивации. И этот огромный труд, безусловно, приносит свои плоды. Усваивая простые и работающие навыки в 30, 40, 50 лет, люди говорят: «Как жаль, что я не прошел такое обучение в молодости, например, когда был студентом! Какие бы возможности тогда открылись для меня, как много времени и сил я мог бы направить на достижение результата!»

Как внедрить систему обучения управленческим навыкам, реализации проектов и командообразования в вузовской среде? На первой взгляд, идея кажется нежизнеспособной. Расписание занятий жестко регламентировано, преподаватели редко приходят в вузы из бизнес-среды, передача практического опыта работы молодым людям фактически отсутствует. В лучшем случае, они могут что-то получить во время производственной практики.

Между тем, в стране есть вуз, который не побоялся внедрить инновационные подходы в обучении для студентов 1 курса. Это Национальный Исследовательский Технологический Университет «Московский Институт Стали и Сплавов» (НИТУ «МИСиС»). На наши вопросы любезно согласилась ответить начальник Управления

36

образовательных стандартов
и программ НИТУ «МИСиС» Наталья Золотарева:

8Ч.: Наталья Михайловна, как возникла такая идея – внедрить инновационное обучение для студентов 1 курса? Что оно в себя включает?

Н.З.: Современные требования работодателей к качеству обучения специалистов привели к необходимости использовать новые подходы к методам обучения. Исследования показали, что для работодателей принципиальным моментом при решении вопроса
о приеме выпускника вуза на работу является, помимо специальных знаний, наличие таких личностных качеств потенциального работника, как восприимчивость, динамичность, готовность учиться, готовность начинать с малого. Кроме того, по мнению работодателей, важным фактором для них является наличие предыдущего некоего «социального опыта работы» как показателя ответственности и надежности будущего работника.

8Ч.: Возможно ли у вполне взрослого и практически сформировавшегося человека выработать такие качества, как ответственность, целеустремленность, гибкость, открытость к новому, активность?

Н.З.: Это действительно непростая задача, которая требует совершенно нестандартного подхода и новых методов обучения. В ряду таких подходов стоят проектно-тренинговые методы обучения, суть которых

составляет соединение процесса получения знаний с опытом выполнения реальных проектов
и получения результатов. В ходе выполнения проектов каждый обучающийся лично прорабатывает свою часть задачи, получая персональный опыт. Данные методы применяются преимущественно в среде корпоративного и бизнес-обучения. Основываясь на данном опыте в НИТУ «МИСиС», совместно с инновационно-образовательным центром «Открытый мир» разработан и апробируется образовательный модуль «Лидерство. Ответственность. Коммуникация», направленный на формирование социальных компетенций студентов первого-второго года обучения. Данный образовательный модуль состоит из блоков: «Персональная эффективность», «Коммуникация
и публичные выступления», и «Практика разработки
и реализации социальных проектов».

8Ч.: Расскажите, пожалуйста, из чего состоят эти блоки?

Н.З.: В первом блоке, «Персональная эффективность», студенты изучают методы организации личного времени, как структурировать информацию, учатся правильно ставить цели, стратегическому и краткосрочному планированию, расстановке приоритетов. Все слышали
о занятиях по тайм-менеджменту. Этот курс имеет принципиальное отличие от многих аналогичных программ. Главной задачей курса

37
8 часов ИЮНЬ 2012

является не то, «как быстро ты двигаешься», а «КУДА ты движешься». Если быстро двигаться в неверно выбранном направлении, это не приведет к желаемому результату.

Самым мощным инструментом, предлагаемым в этом курсе, является формирование личной декларации, которая позволяет определиться с жизненными ценностями. Кроме этого, в курсе «Управление временем» студенты обучаются расстановке приоритетов, учатся ставить цели по технологии SMART, раскладывать цели по логическим уровням, планировать свою работу на краткосрочный, среднесрочный
и долгосрочный период, умению говорить «Нет» людям и событиям – «поглотителям времени».

Во втором блоке, «Коммуникация и публичные выступления», студенты знакомятся с секретами успешного публичного выступления, учатся презентовать идеи и результаты своей деятельности устно и письменно.

В третьем блоке модуля, «Практика разработки и реализации социальных проектов», студенты осваивают такие категории, как управление своей результативностью, выбор позиции «жертвы» или

38

«ответственности», принцип «выиграть-выиграть». Они учатся согласовывать личные и командные цели и выполнять принятые обязательства, для чего самостоятельно разрабатывают социальный проект и выполняют его, доводя до реального результата.

Курс проводится в интенсивном режиме. Существенное преимущество этого курса в том, что он является практическим. Участники получают все перечисленные навыки в ходе выполнения упражнений и взаимодействий друг с другом. Такой способ освоения материала позволяет усвоить материал через собственные ощущения, и этот опыт остается, в отличие от лекций, которые «навязаны» извне.

На выполнение проекта студентам отводится месяц, и это проект, который они придумывают сами и сами же выполняют при поддержке преподавателя-координатора и его помощников. Они получают индивидуальные тренировки по этапам выполнения проекта, а по итогам сдают зачет. Самые активные, инициативные и ответственные получают зачет с отличием, о чем свидетельствует «золотой» сертификат
о прохождении программы практики. Особенностью курса является то, что

39
8 часов ИЮНЬ 2012

его невозможно списать – вклад каждого оценивается по реальному вкладу в общий результат, активности, инициативе и творческому подходу.

8Ч.: Какие проекты успешно воплощались студентами?

Н.З.: В текущем семестре курс «Практика разработки и реализации социальных проектов» прошли около 300 студентов, которые выполнили пять проектов. Каждая группа внесла вклад в жизнь вуза, многие преподаватели и сотрудники «МИСиС» стали обращать внимание на резко возросшую студенческую активность и поверили в то, что даже студенты первого курса могут внести серьезный вклад в жизнь университета. Первые две программы самостоятельно готовили День открытых дверей: студенты обошли около 130 школ с презентациями и объявлениями, приглашали будущих абитуриентов вместе с родителями принять участие в этом мероприятии, сняли рекламный ролик, сделали тематический сайт, устроили викторины, презентации и даже экскурсию по вузу. В итоге по количеству человек, которые посетили НИТУ «МИСиС» в этот день, удалось добиться самого лучшего показателя за последние годы.

Кроме этого силами ребят были проведены Олимпийские игры, благоустройство территории около зданий общежития, концерт, посвященный Празднику Победы, для ветеранов. В ходе выполнения проектов ребята сделали несколько видеороликов об институте и его истории, напечатали более полутора десятка статей.

У ребят появился опыт выполнения настоящего проекта, работы
в команде, они научились управлять и подчиняться, преодолевать

40

трудности, договариваться с администрацией, привлекать спонсоров, проявлять свое творчество.

8Ч.: Планируется ли продолжить такое обучение в ближайшем будущем?

Н.З.: Да, сейчас мы охватили только 1 курс Института экотехнологий
и инжиниринга (ЭкоТех),
и на осень намечен аналогичный курс
у студентов Института новых материалов и нанотехнологий (ИНМИН) при МИСиС, это еще порядка 250 человек.

Первый опыт показывает, что по результатам этой программы для работодателей наибольший интерес представляют не просто участники программы,
а те, кто закончил программу с «золотым» сертификатом, что является отражением их активного участия в командной работе, проявленной инициативы и ответственности… По оценке тех же работодателей именно они составят «золотой» фонд управленческого кадрового резерва.
В связи с этим такие образовательные программы востребованы уже сейчас не только в вузах, но и на предприятиях для обучения, повышения квалификации и формирования кадрового резерва.

Идея командных методов работы заимствована из мира спорта и стала активно внедряться в практику менеджмента в 60-70 гг. XX в. В настоящее время тимбилдинг представляет собой одну из перспективных моделей корпоративного менеджмента, обеспечивающих полноценное развитие компании, и является одним из наиболее эффективных инструментов управления персоналом.