Главная / Журнал / 2012 ИЮЛЬ / Куда идем мы с минтрудом? большой большой секрет
7
8 часов ИЮЛЬ 2012
куда идем мы с минтрудом? 
БОЛЬШОЙ БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ

21 мая этого года новый старый Президент РФ Владимир Путин озвучил состав обновленного российского Правительства. За церемонией оглашения кабинета министров страна наблюдала с огромным удивлением, поскольку 3/4 состава – это «свежие» кадры. А новость о том, что расформирован Минздравсоцразвития и на его место, спустя 8 лет, возвращаются Минтруд и Минздрав, не на шутку разбередила умы работников социально-трудовой сферы и здравоохранения. Неужели наступят долгожданные перемены к лучшему?

Татьяна Фомичёва

Владимир Путин удивил всех, главным образом, тем, что убрал «антигероев» правительства не до, а уже после выборов. То есть, это не было популистским ходом – это продуманный шаг, правда, пока не совсем понятно, в каком направлении.

Из списка министров исчезла

Татьяна Голикова – персона, которая так же, как и Нургалиев с Фурсенко, уже много лет вызывала шквал недовольства со стороны российских граждан всех сословий. С ее уходом можно было бы связать надежду на обновление возвращенных нам ведомств – Министерства труда и социальной защиты и Министерства здравоохранения. Можно было бы – если бы кабинет министров не попал под двойной контроль. С одной

стороны – Дмитрия Медведева, и с другой – администрации Президента, которая включает в свой состав прежних обитателей Белого Дома.

Так что поплясать на костях с позором снятых с насиженных кресел чиновников так

8

и не удалось: уволенные министры стали помощниками Президента и, надо думать, ничуть не сожалеют о постигнувшей их «утрате». Ведь все мы интуитивно понимаем, что администрация в Кремле – она как бы властнее министерства в Белом доме. Или не так? Предлагаю поразмыслить над этим вопросом.

ЧАЯНИЯ СЛУГ НАРОДА

Давайте вернемся в недавнее прошлое и вспомним, какие надежды возлагались на Минтруд, когда слухи о его возрождении стали мало-помалу подтверждаться.

Так, по предположению главы думского Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, первого зампреда Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Андрея Исаева, потенциальное Министерство труда должно было бы разобраться с трудовой миграцией, поскольку ФМС этим занимается «только с полицейской стороны вопроса». При этом «она (ФМС – прим. ред.) не изучает реальные запросы нашего рынка труда, она не изучает, устраиваются ли приезжающие мигранты по востребованным специальностям или нет». Также зампред указал на то, что возрождение Минтруда должно сыграть положительную роль для профсоюзов, которые «всегда выступали за воссоздание полноценного министерства».

А председатель комитета Госдумы по охране здоровья, бывший министр труда и социального развития Сергей Калашников возлагал надежды на то, что Минтруд восстановит практически полностью утраченную за 8 лет деятельности Минздравсоцразвития функцию госрегулирования распределения производительности сил на территории РФ. «Приоритетом Минздавсоцразвития является здравоохранение, – заявлял он журналистам в начале этого года, незадолго до выборов Президента. – Министерство просто практически не занимается другими вопросами».

Наконец, от вернувшегося Минтруда работники социально-трудовой сферы ждали решения ряда спорных вопросов, касающихся появившихся в последние годы новых форм занятости – частичной, дистанционной, фриланса. «Это никак не учтено в законодательстве, а надо учитывать на государственном уровне», – отмечают парламентарии.

9
8 часов ИЮЛЬ 2012

А МИНИСТРЫ КТО?

Итак, 21 мая было объявлено, что властно-бюрократический мутант Минздравсоцразвития расщеплен на два независимых ведомства – Министрество труда и социальной защиты и Министерство здравоохранения. Татьяна Голикова, 8 лет возглавлявшая упраздненное ведомство, переведена в должность помощника Президента по социально-экономическим вопросам. Возрожденный Минтруд возглавил Максим Топилин.

Как сообщает Википедия, карьера Максима Топилина ведет свою историю с 1988 года, когда он стал работать в НИИ труда, где прошел путь от младшего научного сотрудника до заведующего сектором. В 1994–2001 гг. работал в Аппарате Правительства Российской Федерации, сначала cпециалистом-экспертом, консультантом отдела Департамента труда, здравоохранения и социальной защиты населения, затем консультантом отдела Департамента труда и здравоохранения, и наконец – начальником отдела социальной политики и труда Департамента социального развития. В 2001–2004 гг. – заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации. В 2004–2008 гг. – руководитель Федеральной службы по труду и занятости (Роструд). В 2005–2008 гг. – главный государственный инспектор труда Российской Федерации. С 31 июля 2008 г. —

По мнению главы Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, отныне общая стратегия развития страны будет вырабатываться в администрации, а в Правительстве – реализовываться через помощников Президента. Причем, вряд ли стоит рассчитывать на то, что бывшие министры станут ограничиваться дружескими советами, а не станут полномочно напрямую командовать своими нынешними замами. Таким образом, в результате кадровых перестановок в России возникла очередная бюрократическая конфигурация, рядом с которой почивший в бозе Минздравсоцразвития нервно курит в сторонке.

заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Татьяны Голиковой.

Вот такой разносторонний человек с богатым профессиональным прошлым в ближайшие годы будет решать, каким путем пойдет развитие охраны труда и социальной защиты в России. Надежд на новое министерство возлагается много, тем более что почти сразу после оглашения состава Правительства пресс-служба Топилина огласила и некоторые из своих планов. Так, например, новый Минтруд не считает необходимым повышение пенсионного возраста, сообщалось журналистам. Свои предложения по реформе пенсионной системы ведомство представит к 1 октября. «Речь идет о комплексном совершенствовании пенсионной системы», – уточнил Максим Топилин. Он отметил, что

10

демографическая ситуация в стране такова, что нет ни перспектив, ни необходимости повышать пенсионный возраст. Министр подчеркнул, что, хотя считается, что повышение пенсионного возраста позволит уменьшить дефицит пенсионного фонда, это не так. «...сами пенсии рассчитываются у нас исходя из накопленной составляющей, поэтому если мы повысим пенсионный возраст, это просто значит, что надо в короткий срок платить», – сказал Топилин РИА Новостям.

Так или иначе, за 8 лет существования Минздравсоцразвития комендой Татьяны Голиковой было подготовлено немало документов, касающихся именно норм по охране и условиям труда. Так, была начата разработка системы независимой оценки рабочих мест по условиям труда, запущен механизм установления компенсаций по факту наличия вредных условий труда, а не по уже существующим спискам «вредных профессий», поднят вопрос перехода к международной системе определения профрисков.

Проблема в том, что цели по перечисленным направлениям, по большей части, достигнуты не были, и чтобы их достичь, со стороны Максима Топилина потребуются колоссальные

усилия. Вопрос лишь в готовности нового главы взять на себя ответственность за такую прорву недоделанной другими людьми работы. И даже не столько готовности – принятие министерского поста само по себе подразумевает готовность продолжить дело предшественника – сколько в подготовленности.

ЧТО СКАЗАЛ НАЧАЛЬНИК ТРАНСПОРТНОГО ЦЕХА

Между тем, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, считает предположение о "двойном контроле" над новыми министрами неверным по сути, по форме и содержанию умозаключением, которое никак не отражает реального положения вещей. Недавно он рассказал газете «Аргументы и Факты», чем именно будут заниматься бывшие министры, ставшие помощниками Путина.

Так, по его словам, Татьяна Голикова будет решать вопросы социально-

11
8 часов ИЮЛЬ 2012

экономического развития Абхазии и Южной Осетии. Эльвира Набиуллина будет помогать Путину с экономическими вопросами.

Игорь Щеголев займется IT-технологиями, Андрей Фурсенко будет помогать по вопросам научных фондов и грантов, а Юрий Трутнев займется сотрудничеством с Госсоветом. Со слов г-на Пескова получается, что Татьяне Голиковой отныне и дела нет до социально-трудовой сферы в РФ – у нее появились дела поважнее, в оккупированных Россией грузинских республиках. Не значит ли это, что Минтруд и правда получил шанс принимать решения самостоятельно, без оглядки на администрацию Президента? Вовсе нет. Дело в том, что в Кремле при Владимире Путине отныне работает Ольга Юрьевна Голодец – бывший заместитель мэра Москвы по образованию и здравоохранению, а с 21 мая 2012 г. – заместитель председателя Правительства РФ по социальным вопросам.

Примерно 25 лет Ольга Голодец профессионально занимается вопросами управления персоналом, мотивации труда, занятости и социальной защиты. Занималась она ими и в ЦНИЛТР, и в НИИ труда, и в Институте проблем занятости РАН. В богатом послужном списке Ольги Юрьевны числится даже работа в компании «Норильский никель» – сначала в должности начальника Управления социальной политики и персонала, а с декабря 2001 г. по настоящее время – Заместителя генерального директора

Возможный конфликт между Кремлем и Белым домом неизбежно повлечет за собой снижение эффективности власти, в том числе и той области, которая касается охраны труда и здоровья россиян.

по персоналу и социальной политике. Это лишь наиболее яркие моменты профессиональной биографии. Нет в этом списке лишь работы в кабинете министров, но это простительно профи такого уровня. Главное, что Максим Топилин вместе с Минтрудом не останется без присмотра, а будет действовать под надежным руководством умудренного опытом наставника.

Посмотрим, как публично заговорят новые официальные лица, насколько твердо будут они держаться прежнего курса или же, напротив, дадут старт реформам. Однако есть некоторые сомнения в том, что осуществляться эти реформы будут быстро и успешно, ведь бывшие министры, попавшие в Кремль, и их прежние заместители, получившие министерские портфели, будут теперь делить функции. А дележ власти – процесс болезненный и мало к чему ведущий.

По мнению россиян, приоритетами в работе нового кабинета министров должны стать вопросы социальной сферы: повышение благосостояния граждан, улучшение качества медицинского обслуживания, образования, преодоление проблемы безработицы, внимание к пенсионному обеспечению, молодежной политике, сфере жилищно-коммунального хозяйства, социальной политике в целом.

12

На вопрос «Стоит ли ожидать реформ от нового Минтруда?» отвечают сетевые «хомячки».

Евгений Казаринов: «Пока не изменится базис (криминальный класс, созданный за три года Чубайсом и иже с ним) и, соответственно, надстройка (Путин или кто-то другой – разницы нет), никакие реформы не пройдут, криминальный класс умеет только хавать и не способен созидать ничего нового. Единственное, что спасет страну – осознание нынешнего, текущего состояния страны, ошибок, допущенных в СССР1.0, переосмысление опыта советского периода развития и затем возрождение СССР2.0. Иного пути просто нет, иначе гибель. Так что до встречи в СССР2.0, а о нем можно не только говорить, но и делать, созидать».

Валерий Каменских: «Конечно, стоит. Но не дождемся».

Серый Джо: «А что, оно и вправду новое? Просто поменялись креслами господа "народные избранники", вот и вся модификация. А кое-кто остался при своем портфеле».

Александр Парамонов: «В России паханат. Работа Правительства никак не зависит от возможностей и способностей его личного состава. Как пахан скажет, так и будет. Так что можно не утруждаться и заняться более приятным делом, чем работа в Правительстве, а именно – набиванием собственных карманов».

Максим Топилин, Министр труда и социальной защиты

Россияне советуют новому кабинету министров сосредоточиться на повышении уровня жизни населения, качества медицинского обслуживания и образования. При этом 56% все же не верят, что правительство Медведева будет работать лучше предыдущего, но и не ждут ухудшений, сообщили корреспонденту ИА REX социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Каждый пятый делает позитивные прогнозы, считая, что оно будет более эффективным (19%), в меньшинстве – те, чьи ожидания негативны (5%).