Главная / Журнал / 2012 ИЮЛЬ / Трудности педагога
39
8 часов ИЮЛЬ 2012
трудности ПЕДАГОГА
40

Почему учителя такие вредные? Думаете, это оттого, что у них нет велосипедов? Увы, двухколесный «конь» вряд ли компенсирует вредные факторы, которые сопутствуют отечественным педагогам в их нелегкой работе, а существующие компенсации работников образования не удовлетворяют. Возможно, что-то изменится в ближайшее время – с появлением нового министерства и нового министра.

Татьяна Ковальчук

Когда мы этой весной обратились в ныне упраздненный Минздравсоцразвития с просьбой прокомментировать существующую ситуацию с компенсациями российским педагогам, собеседник на том конце провода тяжело вздохнул: «С образованием все плохо...».

В действительности, к моменту расформирования старого кабинета министров в стране назрел такой непроходимый лес проблем в системе образования и, в частности, в вопросе компенсаций за вред педагогам, что чиновники просто побоялись комментировать ситуацию.

Сейчас, когда Минтруд нам вернули, появилась надежда на то, что учителям жить станет хоть немного проще. Ибо не счесть тех вредных факторов, которым труженики просвещения подвергаются, выполняя свой священный долг – сеять разумное, доброе, вечное.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХРОНЬ

Педагог – одна из самых "болеющих" профессий. Пожалуй, нет такого недуга, который не испытал бы на себе учитель со стажем. И почти у каждого есть какая-нибудь «хронь». Голос на уроках сорвать – да хоть каждый день. Увы, домашнее лечение молоком и медом – то еще лекарство, если «горланить» приходится по несколько часов ежедневно. Отсюда и острый ларингит (воспаление слизистой оболочки гортани), с годами переходящий в хронический.

Кроме того, большая нагрузка на речевой аппарат, необходимость подолгу находиться на ногах в сочетании с гиподинамией неблагоприятно влияют на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. По врачебной статистике, хронические заболевания при медицинских осмотрах обнаруживают у каждого второго педагога.

Периодически переходит на фальцет каждый десятый учитель. У половины профессионалов охриплость, слабость голоса возникает изредка.

Больше всех страдает горло учителей начальных классов (72,2%). Чтобы научить малолетних чад читать, писать и считать, нужны не только крепкие нервы, но и поистине стальной голос. При этом профессиональные методики профилактики горлового перенапряжения использует лишь каждый пятый педагог. Как правило – математики, физики и химики! А любители российской словесности, видимо, надеются на свое крепкое здоровье либо на живительную

41
8 часов ИЮЛЬ 2012

силу слова... а, точнее, непрекращающегося потока слов...

Провел восемь уроков, «ответил» за кружок авиамоделирования, подхалтурил репетитором – получи повышенное давление и бессонницу. А там, глядишь, заработаешь ишемию – нарушение кровоснабжения сердца. И далее по списку.

Близорукость вообще вне конкуренции среди профзаболеваний учителей. Сказывается тяжкая зрительная работа по разбиранию корявых детских почерков.

ТИК ТЕБЕ В ГЛАЗ

А лидеры в списке учительских болезней – это всевозможные психические расстройства, от «тиков» на глазу до серьезных депрессий. Вывести учителя из душевного равновесия – раз плюнуть.

Учитель русского языка и литературы столичного УВК Марина Анатольевна пятнадцать минут плакала в учительской из-за... бигуди. Накручивая волосы перед работой, она забыла снять одну штуку с затылка, да так и пришла в школу. Вместо того, чтобы деликатно указать бедной женщине на «лишнюю деталь»,

ученики предпочли от души «приколоться» и весь первый урок покатывались от хохота.

Еще одна психоэмоциональная проблема – после нескольких лет стажа учитель начинает сомневаться в пользе своей работы. Педагог-преподаватель автономной некоммерческой организации Мария Соколова видит истинные причины повсеместных психозов учителей в том, что далеко не все люди имеют способности к этой профессии: «В школы – не элитные, не гимназии – идут часто те, кто не смог пристроиться как-то лучше. Отсюда грустное явление – учителя нередко срываются на учеников. Даже у хороших учителей бывает состояние тотальной неуверенности в себе –

42

Признаки психоэмоционального перенапряжения чаще всего встречаются у преподавателей точных и гуманитарных дисциплин, реже всего – у преподавателей физической культуры.

знаете, такие вечные вопросы: а есть ли польза от моей работы, а стоит ли распинаться перед этими малолетними преступниками, которым наплевать на мой предмет, и т. д.».

ЗАКОН СУРОВ

Казалось бы, столь внушительный список «последствий» должен иметь хотя бы свой денежный эквивалент. Но в настоящее время педагоги могут расчитывать лишь на несколько сокращенный рабочий день: для них законодательно предусмотрена максимальная продолжительность рабочей недели – не более 36 часов (ст. 333 ТК РФ). Это следует понимать так, что все перечисленные выше

«особенности труда» учителей, их интенсивную интеллектуальную, эмоциональную и физическую нагрузку, наш Закон оценивает в 4 дополнительных часа отдыха в неделю (которые, надо сказать, наши педагоги используют вовсе не во благо своему здоровью, а на подработку).

Порядок же дополнительных выплат за имеющиеся тяжелые или вредные условия определяются нормами, установленными еще в СССР. А именно, Приказом от 20 августа 1990 года №579 «Об утверждении Положения о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда и Перечня работ, на которых устанавливаются доплаты за неблагоприятные условия труда работникам организаций и учреждений системы Гособразования СССР», изданным Государственным комитетом СССР по народному образованию.

Причем, фигурирующее в этом Приказе понятие «неблагоприятные

Через 10–15 лет непрерывной работы в школе у многих учителей возникают так называемые «педагогические кризы», выражающиеся в тяжелой неудовлетворенности своим трудом.

43
8 часов ИЮЛЬ 2012

условия труда» в действующем законодательстве вообще-то отсутствует. Это еще один пример противоречий, которыми наполнена вся законодательная система нашей страны, о чем мы уже писали в прошлом номере в статье «А нормы где?». Жертвами таких противоречий, как обычно, являются работники, в нашем случае – педагоги.

И даже если допустить, что какая-то аттестующая организация исхитрилась сопоставить несопоставимое и обнаружила в какой-то конкретной школе или детском садике те самые вредные условия, одного этого еще недостаточно для установления доплат. Такая позиция опровергается положениями ст. 219 Трудового кодекса РФ, которая гласит, что «в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются».

Так что на практике чаще всего все вопросы дирекция учебного заведения и аттестующий орган решают полюбовно. А учителя терпят дальше...

В документах ЮНЕСКО имеется предписание, что в районах, где недостаточно развита система медобслуживания, учителям должны оплачиваться путевые расходы к месту лечения.

НЕ ХОЧУ, НЕ БУДУ!

«Точной статистики психических расстройств среди педагогов у нас нет, поскольку в медицинских картах они не фиксируются. Оформляется больничный по какому-либо «обычному» заболеванию и прописывается соответствующее ему лечение», – говорит Никита Смирнов, заведующий кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. – При этом, тогда как в Москве и регионах проводятся социальные программы по оздоровлению педагогов, увы, учителя сами игнорируют попытки государства о них позаботиться».

44