Работа «на коленке»: дом и офис начинают сдавать позиции

Работать – это одно, ходить на работу – совсем другое. И если необходимость работы у большинства не вызывает сомнений, то в целесообразности ежедневных визитов в офис начинает сомневаться все большее количество людей. Именно поэтому число фрилансеров и «удаленных» сотрудников растет не по дням, а по часам. В последнее время все больше «свободных художников» предпочитает работать «на нейтральной территории» – не в офисе и даже не дома.
НА ВОЛЬНЫХ ХЛЕБАХ
Разумеется, больше всего любителей «вольных хлебов» среди молодежи. По данным исследования, проведенного компанией InsightExpress по заказу компании Cisco в 14 странах, включая Россию, семь из десяти студентов колледжей полагают, что регулярно бывать в офисе не обязательно, главное – присутствовать на важных совещаниях. Такое же мнение поддерживает и уже работающая молодежь: 69% из них считают необязательным регулярное присутствие в офисе. Более половины из них хотят получать доступ к корпоративной информации с помощью своих домашних компьютеров (63%) и персональных мобильных устройств (51%).
Работодатели идут сотрудникам навстречу: 57% работников сегодня могут подключаться к своей корпоративной сети из удаленных точек, 28% могут делать это в любом месте и в любое время. Да и куда деваться работодателю, если 43% работающей молодежи считает это критически важным для работы, а 29% и вовсе готовы уволиться, если в корпоративную сеть нельзя будет войти удаленно!
«Лет семь назад, во время командировки в Лондон, мне повезло попасть на нетипично хорошую для Англии погоду. Солнце, жара… Понятно, что англичане такое редкое явление пропустить не могли. Все повыползали из своих офисов и радостно грелись на солнышке. Изумительная картина: на спинке уличной лавочки висит дорогущий пиджачок, рубашечка, галстучек, под лавочкой стоят ботиночки, а на лавочке лежит довольный клерк с ноутбуком на бледном пузике. Работает и загорает», – вспоминает редактор Юлия Яковлева.
О РАБОТЕ И О СВОБОДЕ
Наибольшей популярностью работа «на коленке» пользуется у представителей творческих профессий: копирайтеров, журналистов, редакторов, дизайнеров, переводчиков, архитекторов. Не отстают от них и работники интернет-торговли. Немало фрилансеров среди IT-специалистов.
Еще несколько лет назад «работать вне офиса» означало «работать дома». Сегодня ситуация радикально изменилась. С появлением надежного беспроводного интернета многочисленные фрилансеры устремились в парки, кафе или рестораны. Новый тренд в Россию пришел, как обычно, извне.
«В Нью-Йорке – это обычное дело. Во всех кафе есть Wi-Fi, почти все журналисты там и работают. В Москве я нашла несколько отличных кофеен, где очень хорошо работается. Самое главное, что ты не теряешь время, совмещаешь приятное с полезным. Как-то встречалась в кафе с подругой. Она опаздывала. Я залезла посмотреть новости – и как раз узнала про акцию протеста на Уолл-Стрит. Тут же связалась со своим русским редактором, получила заказ на статью, по скайпу пообщалась с оставшимися в Нью-Йорке знакомыми. К тому моменту, когда подруга, наконец, появилась, полстатьи уже было готово», – рассказала журналистка Анна Янова, много лет живущая между Москвой и Нью-Йорком.
Сегодня, по данным Фонда «Общественное мнение», мобильным Интернетом в России пользуется около 21 млн. человек – это 17% россиян от 12 лет и старше. Каждый десятый использует услуги Wi-Fi или Wi-Max. Самыми популярными ресурсами среди пользователей мобильного Интернета признаны социальные сети (46%). На втором месте – поисковики (41%).
«Работа перестала ассоциироваться с несвободой, – рассуждает дизайнер Александр Романов, – Когда ты сидишь в офисе и смотришь на то, как на улице светит солнце, люди куда-то идут… Такое впечатление, что за окном жизнь проходит мимо. Дома – тоже не лучший вариант. Постепенно начинаешь чувствовать себя отшельником, все труднее заставить себя куда-то выйти. Кафе – самый лучший вариант. Вокруг люди, жизнь кипит, и нет ощущения, что ты узник в четырех стенах. И работается радостнее, и результат лучше».
БОНУС ДЛЯ КЛИЕНТОВ

Неудивительно, что в крупных городах становится все больше заведений, где за умеренную плату или вовсе даром можно воспользоваться Wi-Fi. Но их руководство воспринимает работающих клиентов по-разному. В демократичных кафе, барах и кофейнях не видят ничего предосудительного в том, что человек весь день занимает столик и пользуется Wi-Fi, заказав при этом одну-единственную чашку кофе.
«Иногда поход в кофейню – способ скоротать время. Для того, чтобы этот процесс проходил с пользой, мы предлагаем обладателям ноутбуков бесплатный Wi-Fi. И, конечно, мы очень позитивно относимся к тем клиентам, которые приходят к нам поработать. Даже если человек полдня просидел в кофейне, ограничившись единственной чашкой кофе – это не принципиально. Поработать к нам приходят постоянные клиенты, и мы всегда им рады», – говорит директор по маркетингу сети «Кофеин» Никита Житлов.
В солидных дорогих ресторанах зависающих в интернете клиентов воспринимают не так однозначно. Здесь Wi-Fi – дополнительный бонус, и к тем, кто им злоупотребляет, забывая сделать заказ, относятся строго.
«Если это происходит днем, когда у нас много свободных мест, и его присутствие никому не мешает – пускай сидит сколько угодно. Но если у нас аншлаг или же время закрытия, то мы либо вежливо объясним ситуацию и попросим освободить столик, либо – бывали и такие ситуации – просто отключим Wi-Fi, пока этот человек не уйдет. А потом перед остальными извинимся, что так произошло. Ничего личного: у нас ресторан, а не молодежное кафе, и сюда люди приходят для того, чтобы поесть», – считает директор «Andiamo cafe» Николай Борисов.
Быть привязанным к рабочему столу компьютерными проводами – уже давно не модно. Вы приходите в кафе, выбираете удобный столик, заказываете кофе и… оказываетесь на работе. Стоит только включить ноутбук.