Стр. 24 - 8 часов - Октябрь'10

Упрощенная HTML-версия

28
условия
труда
8 часов ОКТЯБРЬ 2013
В
О
ВСЕЙ
МЕТРИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ
НАГРУЗОК
ЗАЛОЖЕН
ПРИНЦИП
СТУПЕНЧАТОГО
УМЕНЬШЕНИЯ
УРОВНЯ
ПРИМИТИВНОСТИ
,
КОТОРОМУ
СООТВЕТСТВУЕТ
ТАКОЕ
ЖЕ
СТУПЕНЧАТОЕ
УВЕЛИЧЕНИЕ
УРОВНЯ
ВРЕДНОСТИ
. С
ТЕПЕНИ
ВРЕДНОСТИ
ИМЕНУЮТСЯ
КЛАССАМИ
. 1
КЛАСС
СЧИТАЕТСЯ
САМЫМ
ОПТИМАЛЬНЫМ
. С
АМЫМ
ЖЕ
ВРЕДНЫМ
СЧИТАЕТСЯ
3,2
КЛАСС
.
ОСТОРОЖНО: РАБОТА МОЗГА!
Ошибочно полагать, что интеллектуальным нагрузкам подвер-
жены только работники «умственного труда», теряющие силы в
мозговых штурмах и творческих родах, сидя при этом в офиса.
Принято считать, что максимальный класс сложности (с коэффи-
циентом
3,2
) – именно у творческих работников. А люди «рабо-
чих» специальностей выполняют задачи предельно простые, при-
митивные.
«Подобная система классификации, на мой взгляд,
представляется в корне абсурдной и противоречащей не толь-
ко здравому смыслу, но и ст.
37
Конституции РФ, в которой
сказано, что «каждый человек имеет право
на выбор профессии и рода деятельности,
считает
Íèêîëàé Ìàêååâ
. –
Важно понимать,
что творческий или, скажем, управленческий
характер работы является не побочным вред-
ным продуктом трудовой деятельности (как,
например, шум или пыль на заводе), а сущ-
ностным содержанием профессии, которая
является результатом свободного выбора.
Данный вопрос следует рассмотреть с по-
зиций профессиональной этики и ущемлений
прав работника, так как ярлык «вредности»
присваивается фактически самой профессии,
которую выбрал работник и вправе испытывать сопряжен-
ные со своим выбором чувства (гордость, удовлетворение, со-
знание собственной самооценки и т.д.)».
Таким образом, указывает эксперт, некорректно связывать ин-
теллектуальный и творческий труд, который человек доброволь-
но для себя избрал, с собственно вредностью трудового процесса.
В конце концов, на интеллектуальные нагрузки каждый орга-
низм реагирует индивидуально: тогда как одни люди в течение
рабочего дня
«выматываются»,
другие, напротив, чувствуют
эмоциаональный подъем, подкрепленный чувством выполнен-
ного долга и осознанием собственного превосходства. Предло-
жите успешному ученому один день поработать оператором
тигельного пресса – и к вечеру, глядя на его истерзанный вид,
поймете, что это сущая правда.
Так что же можно по праву относить к интеллектуальным нагруз-
кам, если не степень творческой и интеллектуальной вовлеченно-
сти?
1.
Âîñïðèÿòèå ñèãíàëîâ è èõ îöåíêà.
С этой точки зрения представить работу с оптимальной степе-
нью напряженности (по сути, ее отсутствием) фактически невоз-
можно. Разве что если вспоминить инсталляцию одного совре-
менного художника, в которой был задействован человек, в обя-