на исполнение бюджета Пенсионного фонда и
Фонда социального страхования за
2014
год,
то можно увидеть, что при общих сборах при
страховании от несчастных случаев на произ-
водстве и предотвращения угроз заболеваний
в размере
95
млрд руб
20
% от этой суммы
– та величина, которая разрешена к использо-
ванию на цели предупредительных меропри-
ятий, – должна составлять порядка
19
млрд
руб. Однако по факту на эти цели было выде-
лено всего
8,5
млрд. Разница более чем в два
раза. Это даже не
10
%. Возникает вопрос, по-
чему.
Во-первых, существует две категории пред-
приятий. Первая категория – предприятия,
которые заинтересованы в максимальном ис-
пользовании этих средств, чтобы в глазах тру-
довых коллективов, регулирующих органов
быть представленными как лидеры процесса,
связанного с улучшением условий труда. Как
правило, в этом случае речь идет о крупных
компаниях, которые называют системообразу-
ющими компаниями российской экономики.
Если посмотреть на структуру их расходов,
то можно увидеть, что практически во всех
компаниях, входящих в перечень системоо-
бразующих компаний, а это
255
предприя-
тий, утвержденных в перечне правительством
Российской Федерации, уровень расходов составляет как раз от
18
до
20
%.
Но когда мы переходим с площадки крупного или малого бизнеса
на уровень среднего предприятия, то возникает немного иная
проблема. Она связана с тем, что перечень предупредительных
мероприятий довольно узок. Понятно, что предоставленные сред-
ства можно расходовать на обеспечение работников СИЗ, но также
по закону мы можем обеспечивать СИЗ, если средства коллектив-
ной защиты не могут обеспечить условий труда на нормальном
уровне. Можно использовать эти средства на послесменную реа-
билитацию, на санаторно-курортное лечение. Но если задаться во-
просом, что делать, чтобы не «
бить по хвостам
», не исправлять
тот ущерб, который уже нанесен здоровью, в процессе работы от
вредных и опасных факторов? Приобретение СИЗ – это последняя
«линия обороны»
, когда иными способами мы не смогли обеспе-
чить нормальные условия труда. Решение, кажется, лежит на по-
верхности – это инвестиции в современные технологии.
«Е
сли
спуститься
на
уровень
пред
-
приятий
среднего
и
малого
бизнеса
,
то
мы
увидим
,
что
здесь
исполь
-
зование
этих
средств
находится
практически
на
нулевом
уровне
. Т
о
есть
эти
предприятия
предоставлен
-
ной
государством
возможностью
не
пользуются
.
П
очему
?
З
десь
мы
можем
в
большей
степени
только
предполагать
. С
корей
всего
,
это
связано
с
тем
,
что
сама
проце
-
дура
получения
этих
денег
,
несмотря
на
то
что
она
предельно
формализо
-
вана
и
достаточно
проста
,
все
равно
представляется
для
этих
организаций
сложной
. В
озможно
,
решить
эт у
проблему
могли
бы
какие
-
то
курсы
,
которые
мог
проводить
для
этой
группы
предприятий
Ф
едеральный
фонд
соцстраха
или
М
интруд
,
чтобы
сделать
более
понятным
,
более
прогнозируемым
формат
действий
организаций
в
этой
сфере
».