туации, которым я был сви-
детелем, театральные люди,
с которыми знаком десятки
лет, – конечно, наблюдения
за ними не пропали даром.
Я ведь с 17 лет занимаюсь
театром: сначала учеба в
ГИТИСе, потом в течение де-
сяти лет я был театральным
критиком. Но театр был для
меня лишь поводом к тому,
чтобы описать нашу сегод-
няшнюю жизнь, как я ее по-
нимаю.
8Ч.:
Кое-кто сказал про метод «снежинки» для написания книги:
начни писать с любого места, а остальное само прирастать бу-
дет. Это правда?
А.С.:
Вообще, текст – очень индивидуальная вещь. И восприятие тек-
ста тоже предельно индивидуально. Потому и говорят, что о вкусах
не спорят: ведь вкус имеет отношение к самой сути человека, к его
«это люблю, а вот это – нет», и разумные доводы тут совершенно
бездейственны...
Но главное в том, что я гораздо больше не знаю о писательстве, чем
знаю. Я чувствую растерянность перед пустым, еще не заполненным
словами листом (или документом на компьютере). Чувствую и недове-
рие к себе, и недовольство, и нередко принимаю решение, что больше
ничего писать не буду.
Потому я не могу сказать: в тексте должно быть это и вон то, а если
этого нет – то выбросьте его на помойку. Могут быть все слагаемые
интересного текста, а сам текст может не получиться. Или, напротив,
могут быть нарушены важные законы создания текста, но нарушены
так талантливо, что это станет открытием новой литературной формы.
Мне очень нравится выражение Маллармэ: «Поэмы пишутся не иде-
ями, поэмы пишутся словами». Желание поделиться какой-то одной,
пусть даже самой любимой идеей, не может привести к написанию
романа. Если тебя гложет какая-то одна, но пламенная мысль, ты
пишешь колонку в газету. Я видел свою цель так: дать героям, нахо-
дящимся в конфликте (а в «Театральной истории» они почти все и
почти все время в конфликте) проявиться максимально полно. Дать
им возможность и мечтать, и ошибаться, и плохо поступать, и выстро-
ить аргументированную систему защиты своих плохих поступков.
Ведь каждый человек любому своему некрасивому поступку дает ос-
нование и оправдание. Человек, который себя осуждает (не гордясь
своей самокритикой, не делая из самоосуждения спектакля для себя
Писатель, журналист, драматург. Родился в
1976 г. в Хабаровске в профессорской семье.
В 1993 г. приехал в Москву и, успешно сдав
экзамен по японскому языку, поступил на
театроведческий факультет ГИТИСа на курс
Натальи Крымовой. После окончания института
сотрудничал с изданиями: газета «Газета»,
«Известия», возглавлял отдел культуры в
журнале The New Times, работал на телеканале
«Культура».
В 2010 году оставил все работы и уехал в
Индию, где начал писать свой первый роман
«Театральная история».
Справка
Артур Соломонов