оценки риска. Методы сгруппированы с точки зрения того, насколько они
требуют дополнительной подготовки, чтобы этот метод применять, в сводных
таблицах содержатся рекомендации, получим ли мы на выходе экспертную
оценку или интегральный числовой показатель; есть ссылки на конкретные
документыМежгосударственного экономического комитета, потому что под
очень многие методы есть целые международные стандарты. В принципе,
этот стандарт можно использовать как базу, для начала, в плане того, что у
нас вообще может применяться в сфере оценки рисков. Достаточно непло-
хой стандарт, и видимо, со стороныМинистерства таких документов должно
появляться значительно больше.
У нас второй год действует
426
федеральный закон о спецоценке усло-
вий труда. В принципе, процедура достаточно сложная. Первый этап – это
идентификация потенциальных опасностей, – как в
оценке рисков, так и в нашей специальной оценке
условий труда.
Результаты оценки рисков и спецоценки необхо-
димы, чтобы разработать некие мероприятия для
снижения уровня риска либо приведения условий
труда в соответствие с нашими госнормативами. В
принципе, некий процесс усвоен. Идеология раз-
ная.
В законе написано, что можно использовать ре-
зультаты спецоценки для оценки уровня потенци-
ального риска. Но эти результаты достаточно узко-
направлены, так как спецоценка – это измерение
очень ограниченного количества факторов, которое
посчитало необходимым государство и которые
государство посчитало потенциально вредными и
опасными. Понятно, что оценка рисков – процесс
гораздо более масштабный и широкий.
Периодичность. Оценивать риски мы должны по-
стоянно, каждый день, без этого никуда. А спец-
оценка проводится сторонней организацией один раз в
5
лет.
Оценка рисков – это процесс внутренний, процесс постоянный. Спецоценка
– это фотография условий труда на момент проверки, один раз в
5
лет.
Оценка рисков направлена прежде всего на обеспечение жизни и здоровья
работников. Спецоценка – это некий экономический механизм.
Потому что именно по ее результатам назначаются компенсации, средства
индивидуальной защиты, медосмотры, вопросы досрочного выхода на пен-
сию. Оценка рисков проводится немножечко для другого.
Теперь возьмем федеральный закон о промышленной безопасности. В нем
описываются те случаи, когда заполняется декларация о промбезопасности.
Существует руководящий документ, который говорит о порядке заполне-
ния этой декларации, и в этом документе говорится о том, что декларация
должна содержать всестороннюю оценку риска аварий. Как раз в этом до-
кументе риск определяется как сочетание степени вероятности и степени
«Е
ще
раз
повторю
–
с
точки
зрения
опасных
объектов
все
более
-
менее
благополучно
. А
для
М
интруда
интересно
изучение
передового
опыта
и
распространение
норм
,
где
это
возможно
,
не
только
на
опасные
объекты
.
В
международных
законах
содержится
только
общее
требование
к
работодателю
–
оценить
опасность
и
управлять
рисками
. И
на
этом
все
.
А
уже
как
это
работодатель
делает
,
остается
на
его
совести
...»