Стр. 79 - 8 часов -Май'15

Упрощенная HTML-версия

грунт отваливается. Совре-
менные же все так и горят
золотом. Почему? Что это за
школа?
Г.П.:
Да, большинство древне-
русских икон без реставрации
выглядят темными и даже чер-
ными. Это из-за применяемой
на Руси технологии олифления.
Иконописцы покрывали живо-
пись горячим маслом, которое
пропитывало краски, и они на-
чинали «гореть», выглядели
звонко и празднично. Но у этой
технологии есть серьезный не-
достаток. Масло – это продукт,
который сохнет, порой, десяти-
летиями. И все это время будет
впитывать в себя всякий мусор,
пыль, к нему будет липнуть ко-
поть от свечек и каждения...
Чтобы предотвратить это, в со-
став олифы входят разные сик-
кативы (составляющие). С ними
финишное покрытие высохнет
быстрее, но и потемнеет со вре-
менем. Почему же тогда на Руси
использовали олифу? Просто это
был самый доступный и оттого
популярный лак. Византийцы,
к примеру, никогда не олифили.
Они использовали холодные
лаки. Оттого византийские и
греческие иконы в музеях и
даже действующих храмах вы-
глядят намного лучше.
Также губительны для
икон и фресок сквоз-
няки и резкий перепад
температур (что бывают
в северном климате).
8Ч.:
Георгий, а можно ли
сегодня стать извест-
ным
иконописцем?
Важно ли это иконо-
писцу в принципе?
Г.П.:
Известные иконо-
писцы были и в Средние Века,
есть и сегодня. Их имена сохра-
нила для нас Церковь. Мануил
Панселин, Михаил Астрапа и
Евтихий, Андрей Рублев, Дио-
нисий и его сыновья, Феофан
Грек... Есть легенда, что иконо-
писцу якобы запрещено подпи-
Сейчас «песочное
золочение» приме-
няется в золочении
интерьеров и, в
частности, лепнины
дворцов и храмов,
но приемлемый в
таких масштабах
результат на иконе
смотрится весьма
грубо.