80
8 часов МАЙ 2015
профи
сывать свои работы. Это
не так. Мы знаем множе-
ство подписных икон и
фресок разного времени.
Имена
иконописцев
также упоминаются в
летописях, государствен-
ных документах и церков-
ных книгах. Очевидно,
ни у кого не было цели
спрятать или уничто-
жить из страниц истории
имена художников. На-
пример, Афонские монастыри
и сегодня подписывают свои
иконы клеймом монастыря. У
меня есть икона, написанная
лично отцом Лукой, руководи-
телем иконописной мастерской
афонского монастыря Ксено-
фонт. В углу есть три значка:
год (обозначен по-византийски
буквами), клеймо монастыря и
личное клеймо иконописца. На
Святой Горе есть три-четыре ма-
стерские, которые известны вы-
соким профессиональным уров-
нем своих работ, и подпись в та-
ком случае – это не только при-
ятный для заказчика росчерк,
но и знак гарантии качества.
Но мы знаем и много икон не
подписанных. Дело в том, что
если икона пишется в артели,
то не всегда понятно, чье имя
ставить. Автора композиции
(рисунка), или того, кто лики
писал? Тем более, если артель
малоизвестная, работающая на
поток... тут подпись не сыграет
большой роли (к примеру, цена
иконы от этого выше не станет).
Если иконописец пишет иконы
и сдает их в лавку на реализа-
цию – тоже подписывать нет
особо смысла. Если бы для поку-
пателя иконы было важно имя
мастера, то он бы не в лавку по-
шел, а лично к иконописцу.
Ну, а чтобы избежать искуше-
ния и гордыни, можно восполь-
зоваться старой схемой под-
писания «Сей образ написан в
лето Господне такое-то рукою
Раба Божиего Такого-то». Если
имя спонсора упомянуть надо,