«служат» – конечно, возникло не по прихоти нескольких театральных
гениев. Связь театра и церкви не может быть утрачена по причине
сущностного сходства. В церкви останется то, что принято считать
признаками и атрибутами театра, а современный театр никогда не
сможет отрешиться (идеологически и стилистически) от контекста, в
котором возник.
И не так важно, что сейчас очень сложный период взаимоотношений
церкви и интеллигенции, а значит, церкви и людей театра (а когда он
был простым?). Потому православные активисты, прерывающие спек-
такли по соображениям высоконравственным и глубокоморальным –
недоразумение.
8Ч.:
Вот вы ставили своей целью написать именно бестселлер?
Есть какие-то «приемчики» специальные, чтобы книга непремен-
но оказалась в топе?
А.С.:
По отношению к собственному тексту я являюсь не только ав-
тором, но и читателем. А потому у меня как у потребителя были
некоторые ожидания от себя как «производителя».
У меня как читателя вкус довольно банальный: мне важны сюжет, ин-
трига, яркие герои, и чтобы хоте-
лось узнать – что же там дальше?
Важен юмор. Например, я счи-
таю, что юмор Достоевского, ко-
мическое у Достоевского – очень
мало изученная область, и тут, как
мне кажется, большой простор
для филологов.
Понимаете, я писал не бестселлер – я писал текст, который был бы
интересен мне. Это не эгоистическая, не высокомерная позиция. Про-
сто иначе невозможно. Как ты можешь постоянно сверять себя с чу-
жим вкусом, с чужими предпочтениями? Тогда в тебе должен быть
какой-то барометр, показывающий: вот тут ты отклонился от «бестсел-
лерского» курса, здесь надо повеселее, а там погрубее…
Помню, как по поводу «Театральной истории» мне сказала редактор
издательства, отношения с которым не сложились: «Сны в вашем ро-
мане надо сократить. Потому что сны сейчас не продаются». Понима-
ете? Не продаются сейчас сны!..
Кстати, пока я писал, мои друзья, которые читали роман в рукописи,
спрашивали: «Кто твоя целевая аудитория?». Я не знал, что ответить,
потому что в процессе написания книги не задавался этим вопросом.
Сейчас я понимаю, что целевая аудитория у романа есть. Но пока ты
пишешь текст, «целевая аудитория» – это какой-то загадочный много-
головый монстр, о котором лучше всего не думать.
Ведь писателя, если он не притворяется сверхчеловеком, волнуют
ровно те же темы, что представителей этой загадочной «целевой ауди-
С
овсем
интересно
станет
,
если
прочесть
«Т
еатральную
историю
»
как
историю
про
страну
. П
ричем
президентом
страны
может
быть
как
режиссер
,
так
и
олигарх
. И
даже
священник
,
который
,
вполне
возможно
,
главный
герой
этой
книги
.
М
ихаил
Е
фремов
,
актер