люди получают и то, и другое. В северных районах, где добываются
полезные ископаемые, идут другие работы, в ряде случаев так получа-
ется, что у людей общий отпуск составляет
90-100
дней. И это невы-
годно работодателям, которым на это время необходимо искать других
работников. И получается порочный круг – чем больше работников,
тем меньше возможностей для повышения зарплаты, тем ниже эффек-
тивность труда. И работники недовольны, потому что они не успевают
за
6
часов вырабатывать свои нормы, в зарплате теряют.
В
1974
году был принят документ, где перечислялся перечень рабо-
чих мест с вредными условиями труда, при работе на которых работни-
кам предоставлялись дополнительный отпуск и сокращенный рабочий
день. В то время основной отпуск составлял не
28
дней, а гораздо
меньше. И поэтому с дополнительным отпуском получалась как раз
нормальная защита временем. Сейчас у всех работающих отпуск со-
ставляет
28
календарных дней, поэтому допольнительно
7
дней ми-
нимально является гигиенически обоснованным. В связи с этим было
принято решение и внесены соответствующие изменения в Трудовой
кодекс, что при соблюдении так называемого правила трех ключей, а
именно, когда соответствующие нормы внесены в отраслевое или ме-
жотраслевое соглашения, в кол-
лективный договор предприятия
и работник выражает свое согла-
сие путем заключения дополни-
тельного соглашения к трудовому
договору, разрешается ту часть до-
полнительного отпуска за вредные
условия труда, которая превышает
минимальные
7
календарных дней, брать в виде денег. Соответствую-
щая компенсация, которая утверждается как раз в соглашении и кол-
лективном договоре: рабочий день можно увеличивать до
8
часов, а в
ряде случаев и до
12
часов, но при этом работник должен получать
определенные финансовые компенсации за то, что он работает больше,
чем положено.
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦОЦЕНКИ
В течение последних двух лет многие специалисты принимали актив-
ное участие в обсуждении норм института специальной оценки усло-
вий труда, занимались фрмированием нормативно-правовых актов,
то есть подзаконных актов. Формирование нормативной базы шло по
4
следующим направлениям:
1.
Формирование единых процедур при проведении специальной
оценки условий труда.
2.
Установление порядка допуска организаций, проводящих специ-
альную оценку условий труда, к этой деятельности.
«Е
сть
порядок
проведения
госэкспертизы
условий
труда
. М
ногие
уже
с
ней
столкнулись
и
еще
столкнутся
,
особенно
с
экс
-
пертизой
качества
специальной
оценки
условий
труда
. П
орядок
рассмотрения
разногласий
находится
в
разработке
.»